Реєстрація

Великий учитель Кун

 

На этот раз стоить поговорить о человеке, без которого трудно представить себе современную китайскую цивилизацию. Данная историческая личность сакрализировала те принципы, которые составили матрицу выживания древних земледельцев долины реки Хуанхэ. Благодаря ему, слова «порядок», «ритуал», «подчинение», «забота», «уважение к старшим и государству» – стали не просто моральными ориентирами, а принципами существования вселенной и тот, кто нарушает их, идёт против воли «вечного неба». Этого древнего интеллектуала и моралиста, чьи идеи претендуют на роль религии, звали Великий учитель Кун, или в европейском обиходе Конфуций. (552 – 479 гг. до н. э.).

Великий философ происходил из знатного, но обедневшего и утратившего былое влияние рода. На момент рождения Куна – его отцу чиновнику Шу Лянхэ исполнилось 63 года. Матери же новорожденного – молодой наложнице Янь Чженцзай едва исполнилось 17 лет. Она была третьей женой Шу, которую он привёл в свой дом, после того как две его предыдущие жены оказались не в состоянии родить ему  наследника – сына.

Казалось, что после рождения мальчика Шу Лянхэ посчитал свою миссию на земле законченной и умер, когда Конфуцию исполнилось 1,5 года. Однако для ребёнка и его матери проблемы только начинались. Две старшие жены – неудачницы ополчились против Янь Чженцзай и изгнали её из дома усопшего мужа. Та вернулась в родной ей город Цюйфу, где сегодня находиться громадный храм Конфуция и родовое кладбище Кунов.  Там будущий философ и вырос. Он был очень некрасив. Грузное, полное тело, торчащие, словно у зайца, передние зубы… Но что касается учения и прилежания, то тут ему не было равных.

С детства он много работал, поскольку мать, жившая без поддержки мужа, осталась ни с чем. В тоже время, она часто рассказывала сыну о великих деяниях его отца (в прошлом – великого воина) и других предках. И мальчик, гордясь услышанным, дал клятву, что он займёт достойное место среди умерших представителей своего рода.

Усердное учение вскоре дало свои плоды. Его назначили распорядителем амбаров в клане Цзи, царства Лу (современная провинция Шандун), а потом чиновником, который отвечал за скот. Возглавив «закрома Родины», семнадцатилетний (!!!) юноша отличался крайней честностью и ответственностью. «Мои счета должны быть верны – вот единственно о чем я должен заботиться», – говорил Конфуций, – «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», – таковы были слова мудреца.

            В 19 лет он женился и имел сына по имени Ли. Но частная жизнь чиновника была полностью поглощена его общественной деятельностью. Он был верным служакой, работал в поте лица там, куда пошлют. «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». – говаривал он.

В 25 лет за свои бесспорные достижения Конфуций был отмечен всем культурным обществом. В качестве поощрения, он был приглашен благородным правителем посетить столицу тогдашнего Китая. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции. Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?».

В тот момент ему было что сказать миру. Он жил в неспокойное время, получившее название «Чжаньго шидай» или «Сражающихся царств» (V век до н. э.). Некогда единое царство Чжоу распалось тогда на множество мелких княжеств-огрызков, воюющих между собой. И молодой интеллектуал, видевший в распрях катастрофу, предлагал вернуть единство и объединиться всем в одну большую семью, чтущую своего правителя, как заботливого отца.

В тот период он был не единственным проповедником национального единства. Остро рефлектирующее на проявления кризиса, китайское общество «разродилось» целой плеядой учений и идеологий. Не даром, данный период называют периодом «Ста школ». В частности, стоит упомянуть, что именно в данный отрезок времени зарождается популярное сегодня, военное учение Сунь Цзы, трактаты которого цитируют все менеджеры и управленцы.

Главным оппонентом Конфуция стал Лао Цзы – философ, также живший в данную эпоху. Он предлагал искать выход в себе, живя в гармонии со вселенной. Но Куна интересовала, прежде всего, общественная жизнь и её законы. Он учил быть честным пред государством, не стяжать, почитать старших – как своих родителей, так и верховную власть. Одновременно он требовал от правителя заботиться о своих подданных, как отец заботится о детях. Так рождалось государство-семья.

Слава о нем достигла соседних царств. Он занял пост Министра правосудия – в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Впоследствии ученики Конфуция записали высказывания и беседы учителя и составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Хотя его учение часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности – лояльности в отношении между государем и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило китайской и общемировой этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

 

 

                                                                                  Продолжение следует…

 

                                                                                   Специально для «Трибун» Набока Александр

   

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.


Інші статті рубрики

Найпопулярніші