В своих изысканиях, посвящённых панской усадьбе в городке Александровске, я, однажды, наткнулся на очень интересного персонажа – юриста, поэта, литературного критика Сергея Аркадьевича Андриевского (1847 – 1918). Уроженец тогдашнего посёлка Александровка, Екатеринославской губернии, он был воплощением той великой адвокатской школы, которая сложилась в Российской империи, в период «великих реформ» Александра ІІ. Демократизация и гласность судебного процесса, формирование суда присяжных, состязательная основа судебных заседаний – таковы были её главные постулаты. Превращение судебного процесса в драматическое соревнование между прокурором и адвокатом, позволило сложиться плеяде великих золотоголосых адвокатов, для которых суд был местом реализации их актёрских талантов. Основой их стиля было давление на эмоции присяжных, побуждение их к внутреннему милосердию, взывание к доброте. В условиях, когда не было телевидения и интернета, на их выступления публика ходила, как на просмотр любимого телесериала. Среди этих «судебных соловьёв» далеко не последнее место занимал наш с вами земляк – С. А. Андриевский.
%photogal%
Будущая звезда судебных подмостков Российской империи родился в 1847 году, в посёлке Александровка, который, как известно, сложился вокруг усадьбы Юзбаша во второй половине XVIII века. Он происходил из рода украинско-российских дворян, представители которого преимущественно строили свою карьеру в финансовой и научной отрасли. Так, дядя будущего «златоуста» Эраст Степанович Андреевский – был членом Неаполитанской медико-хирургической академии и личным врачом графа Воронцова – тогдашнего Новороссийского генерал-губернатора.
Гимназический курс Сергей окончил блестяще, получив золотую медаль, и в сентябре 1865 году поступил в Харьковский университет, в то время, один из главных высших заведений империи. Он избрал для себя юридический факультет, поскольку судебная реформа, которая началась годом ранее, требовала привлечения талантливых и инициативных работников новой юриспруденции. Сергей учился легко, увлекался поэзией, романами. В Харькове Андреевский познакомился с молодым талантливым товарищем прокурора местного окружного суда Анатолием Кони, который стал его многолетним другом и покровителем. В конце-концов, именно Кони «перетащил» Сергея к себе в качестве товарища (заместителя), в Петербург.
Главным процессом в карьере молодого государственного обвинителя был суд над легендарной террористкой Верой Засулич (1849 – 1919).
Андриевский – птенец Александровских реформ, не смог переступить через себя и отказался обвинять Засулич. И дело было не в том, что он сочувствовал ей, а в том, что, ему как демократу и либералу, претил поступок Трёпова, который отрицал сам по себе все достижения судебной реформы. В одной из бесед с коллегой, он говорил:
– Тогда я вам скажу, что обвинять Веру Засулич я ни в коем случае не стану, и прежде всего потому, что кто бы ни обвинял ее, присяжные ее оправдают.
– Каким образом? Почему?
– Потому, что Трепов совершил возмутительное превышение власти. Он выпорол «политического» Боголюбова во дворе тюрьмы и заставил всех арестантов из своих окон смотреть на эту порку...И все мы, представители юстиции, прекрасно знаем, что Трепову за это ничего не будет. Поймут это и присяжные. Так вот, они и подумают, каждый про себя: «Значит, при нынешних порядках и нас можно пороть безнаказанно, если кому вздумается? Нет! Молодец Вера Засулич! Спасибо ей!» И они ее всегда оправдают.
В конце-концов, Засулич действительно оправдали, а Андриевского «ушли» из прокуратуры. Тогда он занялся адвокатурой и сделал блестящую карьеру. Как он впоследствии вспоминал: «Я дебютировал как защитник в деле Зайцева. После него стенографы стали приходить на каждую мою защиту. Газетчики заказывали им мои речи, потому что они по своей удобочитаемости нравились публике».
Основой его методы было апеллирование к чувствам присяжных, он стремился объяснить мотивы преступлений своих подзащитных с точки зрения возвышенных человеческих побуждений. К сожалению, стенограммы судебных речей Андриевского я оставил в Луганске, могу пересказать лишь общий дух его выступлений. Итак, представьте себе – судят гражданина Н., – женатого мужчину, который в порыве ревности убил свою замужнюю любовницу Ю. Типичная история для немолодых людей, возраста кардинальной переоценки ценностей. Итак, Ю. погуляла немного с Н., а потом нашла себе нового кавалера. А Н., не смог поглотить обиду и убил Ю, выстрелом из револьвера.
– А кто из нас не любил!!! – драматично вопрошал у присяжных Андриевский, – кто из нас не знает всей разрушительной стороны этого великого чувства!!!
Н. не был, конечно, оправдан, но его действия были признаны аффективными и ему существенно скостили срок.
В перерывах между заседаниями Андриевский писал стихи:
«Тени туманные, звуки неясные,
Образы прошлого вечно-прекрасные,
Вечно сокрытые мглой отдаления,
Встаньте из мрака в лучах обновления!
Встаньте без горечи, светло-нарядные,
В жизненном облике, сердцу понятные,
Душу воздвигните силой целебною,
Двигайтесь, образы, цепью волшебною!»
Умер Андриевский в 1918 году умер в Петербурге от воспаления лёгких. Вместе с ним умирала и пореформенная Россия, ярким представителем которой он был.
Набока Александр