Реєстрація

«Славянство пока что дало миру кинематографии одного творца – мыслителя и поэта, Александра Довженко», - Чарли Чаплин

Довженко

Издание «Трибун» продолжает рубрику об украинцах, которые отметились на страницах мировой и нашей истории выдающимися достижениями. Герой сегодняшней публикации - писатель и режиссер Александр Довженко, трудами  которого восхищался весь мир, однако судьба его сложилась так, что всю жизнь он прожил в бедности.   

Александр Петрович Довженко – писатель, кинодраматург,режиссер- по сей день поражает воображение своими работами – глубокими и удивительно точными. Биография этого человека также полна боли и трагизма, чаяний и разбившихся надежд, как и жизни его героев.

Он родился 29 августа (10 сентября, по другим данным — 12 сентября) 1894 года в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнищи Сосницкого уезда Черниговской губернии (ныне это посёлок городского типа Сосница, один из районных центров Черниговской области).

Отец и мать были неграмотны. Семья жила небогато: земли было немало, однако она была неплодородна. Родилось много детей - 14, из которых выжило только двое — Александр и его сестра Полина. Дети быстро умирали, почти никто из них не достиг трудоспособного возраста, поэтому в воспоминаниях о детстве в воображении Александра Довженко всегда возникали «плач и похороны».

В 1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт, 
в 1914 г. его  закончил и был    направлен в Житомирское начальное училище, где ввиду нехватки учителей он преподавал природоведение, гимнастику, географию, физику, историю и рисование. Первую мировую войну он воспринял «как обыватель»: сначала радовался и забрасывал цветами раненых, и  лишь через несколько лет стал смотреть на них «уже с тоской и стыдом». В 1917 году на фронт его не принимают как «белобилетника» (из-за больного сердца), и он переезжает на работу в Киев, где учится в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет) на экономическом факультете.

В 1918 году Довженко  поступает  в Украинскую академию искусств, которую так и не закончил, а институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.

Со временем Довженко пробивается в кино. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, он начинает работать на Одесской кинофабрике. В 1925 году Довженко — стажёр по агитфильму «Красная Армия», а  заявляет о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где в необычной манере соединяет революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет и обратную сторону: постепенно накапливались противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. Из-за этого Довженко мечтает  уехать в Голливуд. Вот что он писал в письме Сергею Эйзенштейну: "Можете вы вместе с товарищами, или с Чаплиным, или еще с кем-нибудь выписать меня – страшно подумать – в Голливуд, хотя бы на один месяц, прислав мне визу. Я не знаю языка, но я все увижу, Сергей Михайлович. Мне очень хотелось бы предложить Чаплину один мой сценарий. Если бы он ему и не подошел, он мог бы найти в нем для себя несколько интересных вещей. У нас в это время ставить его нельзя".

Для своего творчества он был очень самокритичным. Писал, что отснятый им фильм всегда был хуже, чем он ожидал, и чувствовал от этого себя очень несчастным. Это вечная  проблема великих людей, которые ставят перед собой высокие цели и задачи: " Я ни разу не испытывал наслаждения, даже спокойствия, рассматривая результаты своего безмерно тяжелого и сложного труда. ", - писал Довженко.

Большую часть своей жизни он прожил в Москве, тоскуя при этом об Украине. «Я умру в Москве, так и не увидев Украины. Перед смертью попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве, где-то над Днепром, на горе.»,- писал он в своем дневнике в 1945 году, а в 1956 он писал в президиум Союза писателей Украины о том, что ему не нужна ни квартира, ни студия, лишь бы только вернуться домой, на Родину. Ответа он так и не получил. Довженко был похоронен в Москве на Ново-Девичьем кладбище.

К сожалению, много его сценариев так и не были реализованными, например, фильм о Тарасе Бульбе. Многие мысли, о которых он писал в своих дневниках, были позже отражены в произведениях других писателей. Его талант как режиссера и писателя заключался в том, что он мог так передать атмосферу и чувства своих героев, что кажется, будто сам переживаешь эти моменты, со всей их эмоциональной глубиной.  

Александр Довженко в своем творчестве затрагивал такие темы, которые будут актуальными до тех пор, пока люди будут воевать друг с другом. Когда читаешь строки из его произведений, то поневоле задумываешься: как во время войны проблемы объединяют людей. Боль и страдания, разлука со своими близкими - во все времена люди переживают одинаково.

Марк Левицкий, «Трибун»

 

Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.


Інші статті рубрики

Найпопулярніші