Свобода передвижения гарантирована каждому гражданину своего государства Всеобщей декларацией прав человека. Нарушают ли эту возможность искусственно созданные пропускные пункты в зоне боевых действий в Луганской и Донецкой областях? Мы постараемся выяснить в данной статье.
Единственный пешеходный пункт пропуска в Луганской области
Открытие единственного пешеходного пункта пропуска на Луганщине в Станице Луганской состоялось 27 октября 2015 года. До этого времени, проехать в оккупированные города можно было только через КПП в Донецкой области.
Теперь переселенцу из Луганска значительно легче попасть домой, чем до момента открытия пешеходного пропускного пункта.
Комментарий переселенца из Луганска
Буквально в конце февраля 2016 года луганчанин Владислав, переходил пешеходный пункт пропуска в Станице Луганской на оккупированную территорию. Как проходит процедура пересечения луганчанин рассказал нашей редакции:
«Доехал на КПВВ в Станицу Луганскую на автобусе и занял очередь, которая формируется по три человека в ряд. Каждому по предъявлению паспорта выдают талончик, который необходимо показать пограничникам. После получения талончика, происходит осмотр вещей. Далее сотрудники пограничной службы проверяют наличие электронного пропуска. Я простоял около двух часов в очереди», - рассказывает Владислав.
По словам, переселенца на каждого человека, в зависимости от количества вещей, уходит около 10-15 минут: «Отношение к людям, пересекающим пункт пропуска нормальное. Те, кто замерз, могут зайти в палатку. Там сотрудники МЧС поддерживают тепло при помощи буржуйки, есть бесплатный горячий чай и печенье».
Владислав рассказал, что льготные категории граждан, обслуживаются вне очереди: «При мне в очереди девушка стояла легко одетая, не по погоде, и ее пропустили без очереди. Женщин с детьми также военнослужащие проводили вне очереди».
Как работают пограничники на КПВВ в Станице Луганской
«На протяжении минувшей недели продвижение на пешеходном пункте пропуска в Станице Луганской составило от 1500 до 1600 человек в каждую сторону.
Мы выполняем свои обязанности в отношении обеспечения пропуска граждан, которые пересекают линию соприкосновения. В наши обязанности входит проверка документов и проверка данных в отношении наличия электронного пропуска. Также совместно с фискальной службой, мы осматриваем вещи и товары, которые проносятся через линию разграничения. Осмотр вещей идет с целью недопущения контрабанды и оружия», - рассказывает помощник начальника Луганского пограничного отряда Руслан Грех.
Сотрудники МЧС Украина установили пункты обогрева, где граждане, ожидая свою очередь, имеют возможность попить горячего чая и согреться.
«У нас есть электронная база данных, с помощью, которой мы проверяем наличие электронного пропуска. Если у гражданина нет пропуска, ему предлагают его оформить и уже после этого, пересечь линию разграничения.
На проверку одного человека у нас затрачивается от 1,5 до 2-х минут. Каких-либо конфликтных ситуаций между гражданами и нашими сотрудниками, не возникало», - сказал Руслан Грех.
Что говорят правозащитники о работе пешеходного пункта пропуска
Павел Лисянский руководитель общественной организации «Восточной правозащитной группы» считает, что в Станице Луганской плохо продумана логистика.
Павел Лисянский
«Человек прошел пункт пропуска, и он должен знать, что есть расписание автобусов, которые следуют четко по графику. Ведь люди многие опаздывают на поезд из-за отсутствия или не соблюдения графика движения автобусов», - рассказывает Павел.
Правозащитник Павел Лисянский озвучил основные проблемы на пропускных пунктах, с которыми обращаются граждане к правозащитной группе:
· большие очереди
· отсутствие медицинских пунктов
· плохая работа биотуалетов
· ограниченность провоза продуктов на оккупированную территорию
· проблема коммуникаций между гражданами и правоохранительными органами, в том числе и оформлении электронных пропусков.
Павел настаивает на обеспечении качественной медицинской помощью на пропускных пунктах в Донецкой и Луганской областях: «Все мы знаем о трагическом случае, когда на одном из КПП в Донецкой области умер мужчина, у него произошел инфаркт. Необходимую быструю медицинскую помощь ему не оказали, машина «скорой» приехала очень поздно. То есть нормально оформленных медицинских пунктов на КПВВ на сегодняшний день, нет».
К тому же недостаточно продуманная пропускная система сводит на нет всю работу КПП: «Я считаю, что необходимо работать с людьми, проводить информационную работу и объяснять людям, для чего нужны пункты пропуска.
В то же время правоохранительным органам необходимо упросить механизмы работы пропускной системы. Наша организация уже подавала свои предложения по реализации права человека на свободное передвижение. Чтобы люди смогли комфортно пересекать пункты пропуска в Луганской и Донецкой областях», - говорит Павел Лисянский.
Правозащитник сказал, что систематических и явных превышений полномочий со стороны силовых структур, нарушающих права человека, нет: «Происходили единичные случаи конфликтных ситуаций, мы выезжали по звонку граждан и проблему решали. Но, если на территории контролируемой ВСУ гражданин может указать на нарушение его прав и обратиться за помощью к правозащитникам или правоохранителям, то на оккупированной территории люди молчат из-за страха оказаться «на подвале».
При разработке регламента, что и в каких количествах можно провозить, не была учтена реальная потребность человека: «По разработанным правилам провоза вещей и товаров на оккупированную территорию, указана ежедневная норма. То есть по мнению чиновников, человек имеет возможность каждый день пересекать пункт пропуска. Но в реальной жизни дело обстоит совершенно иначе. Граждане на самом деле могут пересекать пункт пропуска один раз в месяц, выстояв в очередях и, закупив продукты, средства гигиены и т.д.»
По мнению Павла, необходимо пересмотреть регламент провоза товаров и вещей: «Я убежден, что среднестатистическая семья, выехав на своем автомобиле, и закупив не 50 кг, а 70 кг продуктов, не составит контрабандный поток на оккупированную территорию. Нужно различать торговые автомобили и обычные частные, коммерческие и личные цели».
«Каждый человек имеет право на свободное передвижение, которое гарантировано Всеобщей декларацией прав человека. Это право должно быть в полной мере обеспечено как на пешеходном пункте пропуска в Станице Луганской, так и на автомобильных пунктах пропуска в Донецкой области. Я поддерживаю КПП в н.п. Золотое в Луганской области», - отметил Павел Лисянский.
Долгожданное открытие единственного автомобильного пункта пропуска в Луганской области
По итогам встречи трехсторонней контактной группы в Минске 27 января 2016 года, было принято решение открыть автомобильный КПП «Золотое – Первомайск». Из-за постоянных обстрелов и диверсионных актов террористов, подготовка к открытию пункта пропуска неоднократно откладывалась.
Например, 3 февраля 2016 года около 21.00 из 82-мм минометов боевики обстреляли единственный пешеходный КПВВ в Станице Луганской, к счастью никто не пострадал. Руководство Луганской области проводило экстренное совещание по данному вопросу, на котором принималось решение о закрытии пропускного пункта.
«Жители Луганской области могут винить в закрытии пункта пропуска только самоназванную «ЛНР». Видимо, террористы не хотят, чтобы люди из оккупированных территорий посещали населенные пункты Луганской области, которые контролируются ВСУ. Ведь только сравнив уровень жизни народ понимает, что условия, созданные Украиной значительно выше, чем существование на захваченных оккупантами территориях», - прокомментировал экс-руководитель Департамента массовых коммуникаций Луганской ВГА Денис Денищенко.
Денис Денищенко
После совещания, руководство области приняло решение не закрывать единственный пешеходный пункт пропуска в Луганском регионе.
Последний диверсионный акт, который поставил под угрозу существования КПП, произошел 1 марта 2016 года на трассе между н.п. Новотошковское и Горское. На взрывном устройстве подорвался автомобиль с военнослужащими 80-й бригады. Трое военнослужащих погибли, двое получили ранения.
Но распоряжение о начале подготовительных работ к открытию автомобильного пропускного пункта было подписано руководителем Луганской области Георгием Тукой, еще 21 февраля 2016 года.
«КПВВ «Золотое» планируют открыть до середины марта 2016 года при стабильной и спокойной ситуации вокруг пункта пропуска», - рассказал редакции «Трибун» руководитель Объединенного центра Гражданско-военного сотрудничества, подполковник Владимир Мокиенко.
Планируется, что пропускной пункт обеспечит каждый день перемещение через линию разграничения в Луганской области до 5 тысяч лиц и 1 тысячу 500 транспортных средств. На территории КПВВ установят четыре компьютера для идентификации и проверки граждан и рабочие места сотрудников Службы безопасности Украины, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Пограничной службы и Государственной фискальной службы.
«Для функционирования инфраструктуры КПВВ, соответственно к требованиям документа «Временный порядок». На его территории строятся:
- бетонные укрепления,
- один пункт обогрева,
- две площадки углубленного изучения автомобилей,
- две стоянки для автомобилей,
- два укрытия в случае обстрелов 30-40 человек,
- четыре туалета,
- один пункт обогрева, где планируется круглосуточное дежурство одного-двух медицинских сотрудника Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины», - рассказал Владимир Васильевич.
Пока маркируются соответствующими знаками минные поля вокруг «Золотого», и проводятся разъяснительные работы для граждан, которые будут проходить поля.
Учимся на горьком опыте
Руководитель «Восточной правозащитной группы» Павел Лисянский считает, что основной из проблем на автомобильных пунктах пропуска является отсутствие заправочных станций: «Мы наблюдали такую проблему зимой на КПВВ в Донецкой области, когда водители, выстаивая часовые очереди, включали печку, чтобы обогреться и сжигали топливо. Возможности заправить автомобиль у людей не было, из-за отсутствия ближайшей заправки».
Правозащитник настаивает на том, чтобы людей обеспечивали всем необходимым и максимально создавали комфортные условия на пропускных пунктах: «Я остаюсь при своем мнении, что гражданские люди не виноваты в вооруженном конфликте на территории Украины. Поэтому необходимо максимально продумать механизмы реализации прав человека на свободное передвижение».
Анализируя, полученную информацию от переселенцев, чиновников и правозащитников о работе пропускных пунктов в Луганской и Донецкой областях, можно сделать вывод, что однозначного ответа нет на вопрос: являются ли открытие КПП в Луганской и Донецкой областях нарушением прав человека?
Необходимость создания пропускных пунктов во время войны очевидна, и является вынужденной необходимостью. Военнослужащие заявляют о предотвращении, при помощи работы КПП, терактов в мирных населенных пунктах в Украине и распространения российской агрессии внутрь страны. В то же время правозащитники требуют обеспечивать комфортными условиями всех людей, пересекающих пропускные пункты. И отсутствие КПП, явно ограничивает доступ переселенцев к своим домам.
«У моих коллег, которые работают в этом направлении (ред. – соблюдение прав человека на территории Луганской и Донецкой областях) много вопросов. Переселенцы – это граждане Украины и государственные власти должны относиться к ним так, как и к другим членам своего общества», - так считает пресс-аташе Представительства ЕС в Украине Давид Стулик.
Одно утверждать можно точно, необходимо ежедневно наблюдать за соблюдением прав человека на пропускных пунктах в Луганской и Донецкой областях, и сообщать о нарушениях в правозащитные организации, военнослужащим или сотрудникам полиции.
Катерина Петрова