Низкий уровень жизнеобеспечения, ограничения в доступе к рынкам и основным услугам для украинцев, проживающих на временно оккупированных территориях, на протяжении всего периода ведения антитеррористической операции являются главными гуманитарными проблемами. Необходимость граждан пересекать линию разграничения обусловлена множеством причин, самыми распространенными и объяснимыми, из которых являются посещение родственников, приобретение необходимых товаров, а также получение пенсий и соцвыплат вынужденными переселенцами в Украине. Недостаточное количество КПВВ, большие очереди и низкая их пропускная способность побуждают граждан к поиску «обходных путей» или незаконному пересечению «внутренней границы». Подобные правонарушения фиксировались на протяжении всего периода военного конфликта. Эта проблема является актуальной и в настоящее время. Даже знаки, предупреждающие о минной угрозе, не являются препятствием для желающих достичь поставленной цели. Люди прибегают к помощи нелегальных перевозчиков, затрачивая впечатляющие суммы средств на поездку, штрафы не останавливают перевозчиков нелегальных грузов. Необходимо признать, «незаконное пересечение» стимулирует рост различного рода злоупотреблений властью и коррупции.
По данным общественной организации «Фундация.101», которая провела исследование в рамках проекта «Прифронтовая инспекция» по состоянию на 1 октября 2016 года, количество выехавших с временно оккупированной территории людей составляет около 1,7 миллиона человек.
«Согласно полученным данным из официальных источников, почти 1,7 миллиона человек были вынуждены покинуть родные дома из-за военных событий на Востоке Украины. Также отметим, что подавляющее количество людей вынужденно сменили место жительства, выезжали целыми семьями – 1 375 000 семей», - сообщает «Фундация 101».
В отчете Управления по координации гуманитарных вопросов (OCHA) по состоянию на 02.06.2016 года, в частности, говорится: «С начала 2016 года более 3 млн человек пересекли «линию разграничения» через пять контрольно-пропускных пунктов въезда-выезда (КПВВ), сталкиваясь с угрозой насилия из-за продолжающихся военных действий, наличием неразорвавшихся боеприпасов и мин. Ограниченный доступ к питьевой воде, санитарно-бытовым помещениям и медицинской помощи на КПВВ увеличивают уязвимость пострадавших от конфликта людей. Пропускная способность действующих КПВВ недостаточна для полумиллиона лиц, в среднем, пересекающих «линию разграничения» ежемесячно. Даже временное закрытие КПВВ приводит к массовому перетоку людей в другие пункты пропуска. Ситуация является особенно тяжелой для людей, проживающих в Луганской области, так как пешеходный КПВВ в Станице Луганской – единственный пропускной пункт в этой области. Когда в апреле этот КПВВ был закрыт в течение трех недель из-за усиления боевых действий, люди были вынуждены прибегать к опасным и сложным обходам или незаконно пересекать «линию разграничения» из Луганской области через пункт пересечения межгосударственной границы в Меловом, который не оборудован должным образом и где гуманитарное присутствие очень низкое».
С 5 по 31 октября 2016 года общественная организация «Фундация.101» провела опрос более 2 500 человек на КПВВ Донецкой области «Майорск» (в прошлом – «Зайцево), «Марьинка», «Новотроицкое», «Гнутово» и на КПВВ Луганской области «Станица Луганская». По данным опроса, в октябре проблему очередей на первое место поставили 76%, 34% - обеспокоенность по причине обстрелов, 32% - условия, в которых приходится выстаивать очереди, 9% - опасность заминирования. 20% владельцев личного автотранспорта отказались от поездки через КПВВ ввиду длинных очередей. Основной причиной, которая побуждает людей к пересечению КПВВ, остается посещение родственников и друзей – 38%, совершение покупок – 27%, снятие наличных – 26%.
Приведенные данные объективно иллюстрируют потенциальные предпосылки несанкционированного пересечения «внутренней границы» государства.
Один из самых распространенных видов правонарушений – путь в непризнанные республики и обратно через РФ. Например, в 2015 году можно было добраться до так называемой «ЛНР» автобусами «Рубежное-Луганск» через РФ по цене 550 грн. за билет, стоимость поездки автобусом «Алчевск-Киев» обходилась в пределах 800 грн. Время в пути составляло около 8 часов. Для сравнения, в случае наличия оформленного в установленном порядке пропуска, доехать до Станицы Луганской сегодня можно за 160 грн. Время поездки составляет около 4 часов из-за многочисленных блокпостов.
Вот, что мне рассказал один из вынужденных путешественников, пенсионер из Луганска, Алексей Алексеевич (70 лет). «Когда нет обстрелов, конечно, лучше ездить по установленному маршруту – потому что это дешевле. Неудобство в том, что путь в 100 километров затягивается на 4-5 часов. Когда приедешь, надо пройти пешком примерно 1,5 км до последнего украинского блокпоста и перейти мост с крутыми деревянными сходами. Потом еще около полкилометра - блокпост боевиков, а там уже и остановка маршруток. За 10 российских рублей можно доехать до восточных кварталов Луганска – 50 лет Октября. Кроме остановки на блокпостах и длительных досмотров, очень часто можно слышать недовольство со стороны проверяющих в сторону пенсионеров, везущих сумки с продуктами и другими товарами с Украины».
В случае, если пункт пропуска закрыт, люди ищут «обходные пути». Например, после закрытия КПВВ в Станице Луганской, в апреле этого года, выросла популярность «кустарных переправ» через реку Северский Донец, по которому проходит линия разграничения в Славяносербском районе.
По данным миссии ОБСЕ, опубликованной по состоянию на 03.04.16. «Наблюдатели посетили неподконтрольные правительству пограничные районы. 2 апреля в районе пограничного пункта пропуска «Мариновка» (подконтрольный «ДНР», 78 км к востоку от Донецка), СММ видела около 70 гражданских автомобилей, ожидающих въезда в РФ. Также 2 апреля СММ посетила пункт пересечения границы «Успенка» (подконтрольный «ДНР», 73 км к юго-востоку от Донецка), и видела очередь из 20 гражданских транспортных средств (автомобилей и микроавтобусов), а также восьми грузовиков, ожидавших въезда в РФ. 2 апреля, находясь в подконтрольном «ЛНР» пограничном пункте пропуска «Должанский» (84 км к югу от Луганска), СММ видела, как в течение 20 минут десять гражданских автомобилей (восемь с украинскими и двое - с российскими номерными знаками), три грузовика с неизвестным грузом (с украинскими номерными знаками) и десять гражданских автобусов (с украинскими номерными знаками и табличками с указанием пункта назначения) въехали в Российскую Федерацию. В пограничном районе, СММ также видела еще семь гражданских автобусов с табличками, указывающими пункт назначения в РФ, которые направлялись к пограничному пункту пропуска. 3 апреля СММ посетила подконтрольный «ЛНР» пешеходный пограничный пункт пропуска «Северный» (50 км к юго-востоку от Луганска). В течение 20 минут наблюдатели видели 15-20 человек, переходивших пешком на территорию Российской Федерации. СММ поговорила с четырьмя из них – двумя женщинами 30-35 лет, а также мужчиной и женщиной 55-60 лет. Они сказали, что у них не возникает проблем при пересечении этого пункта пропуска, и они предпочитают переходить границу здесь, а не в «Изварино» (54 км к юго-востоку от Луганска), где этот процесс может занять до 12 часов».
Похожая ситуация сохранялась и в октябре. По данным миссии ОБСЕ, опубликованным по состоянию на 06.10.16, «Члены патруля Миссии констатировали спокойную обстановку в приграничных районах, которые в настоящее время не контролируются правительством, а именно: в пунктах пересечения границы в с. Мариновка, с. Успенка, пос. Ульяновское и пгт Северный. В пункте пересечения границы в Мариновке наблюдатели видели шесть гражданских автомобилей и один тентованный коммерческий грузовик, ожидавших въезда в Российскую Федерацию. В пункте пересечения границы в Успенке патруль Миссии зафиксировал 31 гражданский автомобиль и 30 тентованных коммерческих грузовиков, ожидавших въезда на территорию Российской Федерации. За 30-минутный период наблюдатели видели одного мужчину, который в ходе беседы рассказал о том, что он каждый день продает свое место в очереди. Возле пешеходного пункта пересечения границы «Северный» в течение 45 минут СММ зафиксировала восемь пешеходов, которые переходили границу в направлении Российской Федерации, и 29 — в направлении Украины. Кроме этого, наблюдатели видели 21 гражданский автомобиль, припаркованный возле пункта пропуска (все с украинскими номерными знаками). Некоторые пешеходы рассказали наблюдателям о том, что они регулярно пересекают границу в этом пункте пропуска, поскольку работают или учатся в Российской Федерации. Некоторые также отвечали, что они навещали своих родственников в Украине».
Чтобы попасть из России на подконтрольную правительству территорию, луганчанам необходимо снова пересечь границу Украины. Получается так, что граждане въезжают в Украину незаконно.
Ситуацию, существующую в настоящее время на рубежах «внутренней границы» нашего региона прокомментировал глава пресс-службы Луганского погранотряда Руслан Грех.
- Случаи незаконного въезда-выезда граждан через закрытые КПВВ «Изварино» и «Должанский» имеют место. Люди выезжают через указанные пункты пропуска на территорию РФ, а въезжают в Украину в Луганской области через автомобильный пункт пропуска «Меловое». Пропуск таких граждан осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Украины. В среднем, ежедневно мы фиксируем порядка 200 граждан, нарушивших режим пересечения границы. По данным нарушениям составляются материалы административного правонарушения, в соответствии со ст. 204-1
Причины незаконного въезда-выезда обусловлены, в основном, удобством выбора маршрута владельцами транспортных средств. Граждане просто не стоят в длинных очередях, о которых нам известно, на неподконтрольной территории. В принципе, не пропустить мы нарушителей не можем, поскольку они являются гражданами Украины. С целью уменьшения правонарушений, пограничники проводят разъяснительную работу среди владельцев автотранспортных средств, нарушивших режим пересечения границы на отдельных участках государственной границы.
Кроме незаконного пересечения границы во временно закрытых пунктах пропуска, в КПВВ достаточно частыми являются факты нарушения паспортного контроля - предъявление недействительных документов, отсутствие разрешения (согласия) одного из родителей на выезд детей за пределы Украины. В этих случаях пограничники отказывают в пересечении КПВВ гражданам до надлежащего оформления и предъявления в документов, оформленных в установленном порядке, - рассказал Руслан Грех.
Нарушение случаев несанкционированного перехода «внутренней границы» неоднократно фиксировались в Золотом, где автомобильный КПВВ так и не открылся. СММ ОБСЕ отмечала, что граждане используют «тропы» через линию разграничения, несмотря на таблички, предупреждающие о минах. Местные жители сказали наблюдателям, что не верят, что эта территория заминирована, и будут продолжать использовать эту тропу, - сообщает
Очевидно, раз есть спрос (в нашем случае трудности с законным пересечением КПВВ) – будет и предложение (организация схем нелегальных перевозок).
В Луганской области сотрудники спецподразделения «Фантом» Главного управления ГФС в Луганской области во время патрулирования линии разграничения в районе «Золотое-4» задержали четверых жителей Алчевска, которые хотели незаконно попасть в г. Кременная, чтобы оформить пенсии. В фискальной службе отметили, что эти граждане без соответствующих пропусков и справок переселенцев проникли с неконтролируемой Украиной территории на подконтрольную. В ходе проведения проверки «фантомовцы» установили уже отработанную схему нелегальных перевозок. Выяснилось, что жители с неподконтрольных территорий по рекламе «оформляем пенсию на территории Украины за один день» созвонились с некой Анастасией. Женщина за 2 000 грн обеспечивала транспортные услуги из г. Первомайска до линии разграничения и от линии разграничения до г. Кременная, где можно было переоформить пенсии. После сбора объяснений задержанные граждане на основании ст. 15 ЗУ «О борьбе с терроризмом» были доставлены в территориальный орган национальной полиции».
«Фантомовцы», непосредственно на линии разграничения в районе Золотого-4, разоблачили гражданина, который на частном автомобиле незаконно занимался пассажирскими перевозками.
«Водитель автомобиля подвез двух мужчин и двух женщин к железной дороге Попасная - Первомайск (является линией разграничения). Водителя и пассажиров задержали и доставили на КПВВ «Золотое» для дачи пояснений. В ходе беседы выяснилось, что пассажиры являются жителями подконтрольного «ЛНР» Первомайска, куда и направлялись. Через «диспетчера» они заказали перевозчика, который должен был доставить их на линию фронта, чтобы в дальнейшем пешком, рискуя подорваться на растяжках, добраться до Первомайска. Водитель автомобиля - житель Золотого-1, он же перевозчик, без государственной регистрации и соответствующей лицензии на постоянной основе оказывал услуги по перевозке граждан. В отношении водителя составлен протокол по ст. 164 КУАП», - об этом
Государственная пограничная служба регулярно публикует информацию о задержании нарушителей и предотвращении незаконного перемещения продуктов питания и других товаров на неподконтрольную Украине территорию. Во время брифинга в «Укринформе» помощник председателя Государственной пограничной службы Олег Слободян рассказал об обстановке и результатах деятельности пограничных подразделений в зоне АТО. Он, в частности, сказал: «Пограничники продолжают осуществлять мероприятия по пропуску лиц и транспортных средств на КПВВ вдоль линии разграничения. Обстановка остается напряженной, но контролируемой». Также Олег Слободян отметил, что в результате наращивания системы контроля над перемещением лиц, транспортных средств и грузов в районе АТО за отчетный период (с 27.10.16 по 03.11.16 – прим. автора) пограничники обнаружили 29 транспортных средств, которыми нарушители пытались перевезти грузы скрыто или без надлежащих товарно-сопроводительных документов» - передает пресс-центр Государственной пограничной службы Украины.
Встречаются ситуации, когда при выявлении незаконного пересечения линии разграничения, для того, чтобы обойтись без соответствующих формальностей нарушители пытаются «договориться» с пограничниками. Я не хочу сказать, что подобные ситуации являются нормой, но они и не редки. Ни одна машина, зарегистрированная на территории «ЛНР» или «ДНР», пересечь границу Украины с Россией безболезненно не может, если она не выезжала через украинский КПВВ.
Свою историю мне рассказал житель города Луганска. «Въезжая в Украину в Харьковской области, у меня состоялся примерно следующий разговор с пограничником: «Вы незаконно и неоднократно пересекали границу», - сказал пограничник. «Почему незаконно, я выехал из Луганска через Изварино», - ответил я. «Данный КПВВ временно закрыт», - с радостью сообщил пограничник. «Давайте договоримся, сколько вы хотите?» - предложил я. «Предлагайте», - ответил он. Поторговавшись, мы сошлись на 1000 гривен, при этом, пограничник вел себя так, будто совершает подвиг, пропуская за взятку нарушителя государственной границы».
С целью борьбы с коррупцией и незаконным перемещением товаров через линию разграничения АТО, Служба безопасности Украины разрабатывает ряд комплексных мер. Об этом, в интервью «
Он отметил, что с коррупционерами в своих рядах СБУ активно борется: «Мы арестовали своего полковника, который выписывал левые пропуска. Мы задержали наших, которые помогали незаконному перемещению сигарет. Мы не прячем голову в песок».
Кроме этого, глава СБУ раскрыл схему незаконного перемещения товаров. Суть: фуры по бумагам везут 50 тонн курятины в село, которое находится в «серой зоне». Разрешение на перевозку коммерсант получает в местной военно-гражданской администрации - и машины пропускают без ограничений.
«И вот оказывается, что в селе с населением в 500 человек съедают 50 тонн курятины в месяц… Что там дальше с фурой происходит - вопрос, да. Но формально - все законно», - пояснил глава Василий Грицак.
«Дайте нам время. У нас есть определенные задумки и планы. Важно то, что мы сейчас вскрыли эти механизмы и схемы. Мы понимаем, как нас обходят. И мы это прекратим. Я не хочу сейчас перекладывать ответственность, тем более, что и наших парней ловили на том, что они покрывали контрабанду. Но мы найдем комплексный подход, который прекратит это», - сообщает «
В заключение, хочу привести цитату Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгия Туки «Иметь внутренний стержень, который тебя или заставляет отказываться, или хотя бы уклоняться от взяток — не каждому дано. К сожалению, среди любых подразделений, включая и прокуратуру, и СБУ и МВД, Вооруженные силы и спецназ находятся люди, у которых не хватает такой внутренней силы».
В идеале, случаи незаконного пересечения линии разграничения прекратятся тогда, когда будет снят кордон. Для этого нужен мир. Анализ ситуации показывает, что, в данном случае, факты незаконного пересечения границы будут встречаться повсеместно, пока общество не искоренит коррупцию, а государство не сделает жизнь своих граждан удобной и достойной, принимая во внимание даже наличие военного конфликта.
Ольга Билецька
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується