24 февраля 2017

Незаконное пересечение линии АТО. Причины, факты, пути решения

пограничники

Низкий уровень жизнеобеспечения, ограничения в доступе к рынкам и основным услугам для украинцев, проживающих на временно оккупированных территориях, на протяжении всего периода ведения антитеррористической операции являются главными гуманитарными проблемами. Необходимость граждан пересекать линию разграничения обусловлена множеством причин, самыми распространенными и объяснимыми, из которых являются посещение родственников, приобретение необходимых товаров, а также получение пенсий и соцвыплат вынужденными переселенцами в Украине. Недостаточное количество КПВВ, большие очереди и низкая их пропускная способность побуждают граждан к поиску «обходных путей» или незаконному пересечению «внутренней границы». Подобные правонарушения фиксировались на протяжении всего периода военного конфликта. Эта проблема является актуальной и в настоящее время. Даже знаки, предупреждающие о минной угрозе, не являются препятствием для желающих достичь поставленной цели. Люди прибегают к помощи нелегальных перевозчиков, затрачивая впечатляющие суммы средств на поездку, штрафы не останавливают перевозчиков нелегальных грузов. Необходимо признать, «незаконное пересечение» стимулирует рост различного рода злоупотреблений властью и коррупции.    

По данным общественной организации «Фундация.101», которая провела исследование в  рамках проекта «Прифронтовая инспекция» по состоянию на 1 октября 2016 года, количество выехавших с временно оккупированной территории людей составляет около 1,7 миллиона человек.

«Согласно полученным данным из официальных источников, почти 1,7 миллиона человек были вынуждены покинуть родные дома из-за военных событий на Востоке Украины. Также отметим, что подавляющее количество людей вынужденно сменили место жительства, выезжали целыми семьями – 1 375 000 семей», - сообщает «Фундация 101». 

В отчете Управления по координации гуманитарных вопросов (OCHA) по состоянию на 02.06.2016 года, в частности, говорится: «С начала 2016 года более 3 млн человек пересекли «линию разграничения» через пять контрольно-пропускных пунктов въезда-выезда (КПВВ), сталкиваясь с угрозой насилия из-за продолжающихся военных действий, наличием неразорвавшихся боеприпасов и мин. Ограниченный доступ к питьевой воде, санитарно-бытовым помещениям и медицинской помощи на КПВВ увеличивают уязвимость пострадавших от конфликта людей. Пропускная способность действующих КПВВ недостаточна для полумиллиона лиц, в среднем, пересекающих «линию разграничения» ежемесячно. Даже временное закрытие КПВВ приводит к массовому перетоку людей в другие пункты пропуска. Ситуация является особенно тяжелой для людей, проживающих в Луганской области, так как пешеходный КПВВ в Станице Луганской – единственный пропускной пункт в этой области. Когда в апреле этот КПВВ был закрыт в течение трех недель из-за усиления боевых действий, люди были вынуждены прибегать к опасным и сложным обходам или незаконно пересекать «линию разграничения» из Луганской области через пункт пересечения межгосударственной границы в Меловом, который не оборудован должным образом и где гуманитарное присутствие очень низкое». 

С 5 по 31 октября 2016 года общественная организация «Фундация.101» провела опрос более 2 500 человек на КПВВ Донецкой области «Майорск» (в прошлом – «Зайцево), «Марьинка», «Новотроицкое», «Гнутово» и на КПВВ Луганской области «Станица Луганская». По данным опроса, в октябре проблему очередей на первое место поставили 76%, 34% - обеспокоенность по причине обстрелов, 32% - условия, в которых приходится выстаивать очереди, 9% - опасность заминирования. 20% владельцев личного автотранспорта отказались от поездки через КПВВ ввиду длинных очередей. Основной причиной, которая побуждает людей к пересечению КПВВ, остается посещение родственников и друзей – 38%, совершение покупок – 27%, снятие наличных – 26%. 

Приведенные данные объективно иллюстрируют потенциальные предпосылки несанкционированного пересечения «внутренней границы» государства.

Один из самых распространенных видов правонарушений – путь в непризнанные республики и обратно через РФ. Например, в 2015 году можно было добраться до так называемой «ЛНР» автобусами «Рубежное-Луганск» через РФ по цене 550 грн. за билет, стоимость поездки автобусом «Алчевск-Киев» обходилась в пределах 800 грн. Время в пути составляло около 8 часов. Для сравнения, в случае наличия оформленного в установленном порядке пропуска, доехать до Станицы Луганской сегодня можно за 160 грн. Время поездки составляет около 4 часов из-за многочисленных блокпостов.

Вот, что мне рассказал один из вынужденных путешественников, пенсионер из Луганска, Алексей Алексеевич (70 лет). «Когда нет обстрелов, конечно, лучше ездить по установленному маршруту – потому что это дешевле. Неудобство в том, что путь в 100 километров затягивается на 4-5 часов. Когда приедешь, надо пройти пешком примерно 1,5 км до последнего украинского блокпоста и перейти мост с крутыми деревянными сходами. Потом еще около полкилометра - блокпост боевиков, а там уже и остановка маршруток. За 10 российских рублей можно доехать до восточных кварталов Луганска – 50 лет Октября. Кроме остановки на блокпостах и длительных досмотров, очень часто можно слышать недовольство со стороны проверяющих в сторону пенсионеров, везущих сумки с продуктами и другими товарами с Украины». 

В случае, если пункт пропуска закрыт, люди ищут «обходные пути». Например, после закрытия КПВВ в Станице Луганской, в апреле этого года, выросла популярность «кустарных переправ» через реку Северский Донец, по которому проходит линия разграничения в Славяносербском районе.

По данным миссии ОБСЕ, опубликованной по состоянию на 03.04.16. «Наблюдатели посетили неподконтрольные правительству пограничные районы. 2 апреля в районе пограничного пункта пропуска «Мариновка»  (подконтрольный «ДНР», 78 км к востоку от Донецка), СММ видела около 70 гражданских автомобилей, ожидающих въезда в РФ. Также 2 апреля СММ посетила пункт пересечения границы «Успенка» (подконтрольный «ДНР», 73 км к юго-востоку от Донецка), и видела очередь из 20 гражданских транспортных средств (автомобилей и микроавтобусов), а также восьми грузовиков, ожидавших въезда в РФ. 2 апреля, находясь в подконтрольном «ЛНР» пограничном пункте пропуска «Должанский» (84 км к югу от Луганска), СММ видела, как в течение 20 минут десять гражданских автомобилей (восемь с украинскими и двое - с российскими номерными знаками), три грузовика с неизвестным грузом (с украинскими номерными знаками) и десять гражданских автобусов (с украинскими номерными знаками и табличками с указанием пункта назначения) въехали в Российскую Федерацию. В пограничном районе, СММ также видела еще семь гражданских автобусов с табличками, указывающими пункт назначения в РФ, которые направлялись к пограничному пункту пропуска. 3 апреля СММ посетила подконтрольный «ЛНР» пешеходный пограничный пункт пропуска «Северный» (50 км к юго-востоку от Луганска).  В течение 20 минут наблюдатели видели 15-20 человек, переходивших пешком на территорию Российской Федерации.  СММ поговорила с четырьмя из них – двумя женщинами 30-35 лет, а также мужчиной и женщиной 55-60 лет.  Они сказали, что у них не возникает проблем при пересечении этого пункта пропуска, и они предпочитают переходить границу здесь, а не в «Изварино» (54 км к юго-востоку от Луганска), где этот процесс может занять до 12 часов». 

Похожая ситуация сохранялась и в октябре. По данным миссии ОБСЕ, опубликованным по состоянию на 06.10.16, «Члены патруля Миссии констатировали спокойную обстановку в приграничных районах, которые в настоящее время не контролируются правительством, а именно: в пунктах пересечения границы в с. Мариновка, с. Успенка, пос. Ульяновское и пгт Северный. В пункте пересечения границы в Мариновке наблюдатели видели шесть гражданских автомобилей и один тентованный коммерческий грузовик, ожидавших въезда в Российскую Федерацию. В пункте пересечения границы в Успенке патруль Миссии зафиксировал 31 гражданский автомобиль и 30 тентованных коммерческих грузовиков, ожидавших въезда на территорию Российской Федерации. За 30-минутный период наблюдатели видели одного мужчину, который в ходе беседы рассказал о том, что он каждый день продает свое место в очереди. Возле пешеходного пункта пересечения границы «Северный» в течение 45 минут СММ зафиксировала восемь пешеходов, которые переходили границу в направлении Российской Федерации, и 29 — в направлении Украины. Кроме этого, наблюдатели видели 21 гражданский автомобиль, припаркованный возле пункта пропуска (все с украинскими номерными знаками). Некоторые пешеходы рассказали наблюдателям о том, что они регулярно пересекают границу в этом пункте пропуска, поскольку работают или учатся в Российской Федерации. Некоторые также отвечали, что они навещали своих родственников в Украине». 

Чтобы попасть из России на подконтрольную правительству территорию, луганчанам необходимо снова пересечь границу Украины. Получается так, что граждане въезжают в Украину незаконно.

Ситуацию, существующую в настоящее время на рубежах «внутренней границы» нашего региона  прокомментировал глава пресс-службы Луганского погранотряда Руслан Грех.

- Случаи незаконного въезда-выезда граждан через закрытые КПВВ «Изварино» и «Должанский» имеют место. Люди выезжают через указанные пункты пропуска на территорию РФ, а въезжают в Украину в Луганской области через автомобильный пункт пропуска «Меловое». Пропуск таких граждан осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Украины. В среднем, ежедневно мы фиксируем порядка 200 граждан, нарушивших режим пересечения границы. По данным нарушениям составляются материалы административного правонарушения, в соответствии со ст. 204-1 КУоАП «Незаконное пересечение или попытка незаконного пересечения государственной границы Украины», которые предусматривают штраф в размере 1700-3400 грн. и передаются в суд. Другими словами, когда граждане пересекают границу в пунктах пропуска  Изварино и Должанский, которые  временно закрыты и расположены на временно неподконтрольной Украине территории, они являются нарушителями государственной границы.

Причины незаконного въезда-выезда обусловлены, в основном, удобством выбора маршрута владельцами транспортных средств. Граждане просто не стоят в длинных очередях, о которых нам известно, на неподконтрольной территории. В принципе, не пропустить мы нарушителей не можем, поскольку они являются гражданами Украины. С целью уменьшения правонарушений, пограничники проводят разъяснительную работу среди владельцев автотранспортных средств, нарушивших режим пересечения границы на отдельных участках государственной границы.

Кроме незаконного пересечения границы во временно закрытых пунктах пропуска, в КПВВ достаточно частыми являются факты нарушения паспортного контроля - предъявление недействительных документов, отсутствие разрешения (согласия) одного из родителей на выезд детей за пределы Украины. В этих случаях пограничники отказывают в пересечении КПВВ гражданам до надлежащего оформления и предъявления в документов, оформленных в установленном порядке, - рассказал Руслан Грех. 

Нарушение случаев несанкционированного перехода «внутренней границы» неоднократно фиксировались в Золотом, где автомобильный КПВВ так и не открылся. СММ ОБСЕ отмечала, что граждане используют «тропы» через линию разграничения, несмотря на таблички, предупреждающие о минах. Местные жители сказали наблюдателям, что не верят, что эта территория заминирована, и будут продолжать использовать эту тропу, -  сообщает  «Донбасс. Комментарии», со ссылкой на пресс-службу Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. 

Очевидно, раз есть спрос (в нашем случае трудности с законным пересечением КПВВ) – будет и предложение (организация схем нелегальных перевозок).

В Луганской области сотрудники спецподразделения «Фантом» Главного управления ГФС в Луганской области во время патрулирования линии разграничения в районе «Золотое-4» задержали четверых жителей Алчевска, которые хотели незаконно попасть в г. Кременная, чтобы оформить пенсии. В фискальной службе отметили, что эти граждане без соответствующих пропусков и справок переселенцев проникли с неконтролируемой Украиной территории на подконтрольную. В ходе проведения проверки «фантомовцы» установили уже отработанную схему нелегальных перевозок. Выяснилось, что жители с неподконтрольных территорий по рекламе «оформляем пенсию на территории Украины за один день» созвонились с некой Анастасией. Женщина за 2 000 грн обеспечивала транспортные услуги из г. Первомайска до линии разграничения и от линии разграничения до г. Кременная, где можно было переоформить пенсии. После сбора объяснений задержанные граждане на основании ст. 15 ЗУ «О борьбе с терроризмом» были доставлены в территориальный орган национальной полиции».

«Фантомовцы», непосредственно на линии разграничения в районе Золотого-4, разоблачили гражданина, который на частном автомобиле незаконно занимался пассажирскими перевозками.

«Водитель автомобиля подвез двух мужчин и двух женщин к железной дороге Попасная - Первомайск (является линией разграничения). Водителя и пассажиров задержали и доставили на КПВВ «Золотое» для дачи пояснений. В ходе беседы выяснилось, что пассажиры являются жителями подконтрольного «ЛНР» Первомайска, куда и направлялись. Через «диспетчера» они заказали перевозчика, который должен был доставить их на линию фронта, чтобы в дальнейшем пешком, рискуя подорваться на растяжках, добраться до Первомайска. Водитель автомобиля - житель Золотого-1, он же перевозчик, без государственной регистрации и соответствующей лицензии на постоянной основе оказывал услуги по перевозке граждан. В отношении водителя составлен протокол по ст. 164 КУАП», - об этом «Донбасс. Комментарии» сообщает пресс-служба Главного управления Государственной фискальной службы в Луганской области. 

Государственная пограничная служба регулярно публикует информацию о задержании нарушителей и предотвращении незаконного перемещения продуктов питания и других товаров на неподконтрольную Украине территорию. Во время брифинга в «Укринформе» помощник председателя Государственной пограничной службы Олег Слободян рассказал об обстановке и результатах деятельности пограничных подразделений в зоне АТО. Он, в частности, сказал: «Пограничники продолжают осуществлять мероприятия по пропуску лиц и транспортных средств на КПВВ вдоль линии разграничения. Обстановка остается напряженной, но контролируемой». Также Олег Слободян отметил, что в результате наращивания системы контроля над перемещением лиц, транспортных средств и грузов в районе АТО за отчетный период (с 27.10.16 по 03.11.16 – прим. автора)  пограничники обнаружили 29 транспортных средств, которыми нарушители пытались перевезти грузы скрыто или без надлежащих товарно-сопроводительных документов» - передает пресс-центр Государственной пограничной службы Украины. 

Олег Слободян

Встречаются ситуации, когда при выявлении незаконного пересечения линии разграничения, для того, чтобы обойтись без соответствующих формальностей нарушители пытаются «договориться» с пограничниками. Я не хочу сказать, что подобные ситуации являются нормой, но они и не редки. Ни одна машина, зарегистрированная на территории «ЛНР» или «ДНР», пересечь границу Украины с Россией безболезненно не может, если она не выезжала через украинский КПВВ.

Свою историю мне рассказал житель города Луганска. «Въезжая в Украину в Харьковской области, у меня состоялся примерно следующий разговор с пограничником: «Вы незаконно и неоднократно пересекали границу», - сказал пограничник. «Почему незаконно, я выехал из Луганска через Изварино», - ответил я. «Данный КПВВ временно закрыт», - с радостью сообщил пограничник. «Давайте договоримся, сколько вы хотите?» - предложил я. «Предлагайте», - ответил он. Поторговавшись, мы сошлись на 1000 гривен, при этом, пограничник вел себя так, будто совершает подвиг, пропуская за взятку нарушителя государственной границы».

С целью борьбы с коррупцией и незаконным перемещением товаров через линию разграничения АТО, Служба безопасности Украины разрабатывает ряд комплексных мер. Об этом, в интервью «ЛІГА.net» рассказал глава СБУ Василий Грицак. Он сообщил, что рентабельность украинских товаров, которые попадают на захваченные территории - 400%. Но и назвать это контрабандой тоже невозможно. Ведь это же украинская территория, пускай и захваченная. Контрабанда — это когда фура заходит туда, а выезжает в РФ через подконтрольную террористам и Москве границу. Надо сохранить баланс интересов. Для чего мы создали логистические центры? Чтобы наш гражданин мог оформить пропуск, приехать и купить себе все, что ему требуется по нормальной цене. Сказать, что мы ее полностью победили (контрабанду, прим. автора) — нет. Но, вдумайтесь, на 500 с лишним километров линии столкновения от СБУ действует 800 человек. Первая и вторая линия — это военные и Нагцвардия. Я скажу так: без договорняка — никто ничего никуда не провезет», - подчеркнул Грицак.

 Он отметил, что с коррупционерами в своих рядах СБУ активно борется: «Мы арестовали своего полковника, который выписывал левые пропуска. Мы задержали наших, которые помогали незаконному перемещению сигарет. Мы не прячем голову в песок».

Кроме этого, глава СБУ раскрыл схему незаконного перемещения товаров. Суть: фуры по бумагам везут 50 тонн курятины в село, которое находится в «серой зоне». Разрешение на перевозку коммерсант получает в местной военно-гражданской администрации - и машины пропускают без ограничений.

«И вот оказывается, что в селе с населением в 500 человек съедают 50 тонн курятины в месяц… Что там дальше с фурой происходит - вопрос, да. Но формально - все законно», - пояснил глава Василий Грицак.

«Дайте нам время. У нас есть определенные задумки и планы. Важно то, что мы сейчас вскрыли эти механизмы и схемы. Мы понимаем, как нас обходят. И мы это прекратим. Я не хочу сейчас перекладывать ответственность, тем более, что и наших парней ловили на том, что они покрывали контрабанду. Но мы найдем комплексный подход, который прекратит это», - сообщает «ЛІГА.net» 

В заключение, хочу привести цитату Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгия Туки «Иметь внутренний стержень, который тебя или заставляет отказываться, или хотя бы уклоняться от взяток — не каждому дано. К сожалению, среди любых подразделений, включая и прокуратуру, и СБУ и МВД, Вооруженные силы и спецназ находятся люди, у которых не хватает такой внутренней силы».

В идеале, случаи незаконного пересечения линии разграничения прекратятся тогда, когда будет снят кордон. Для этого нужен мир. Анализ ситуации показывает, что, в данном случае, факты незаконного пересечения границы будут встречаться повсеместно, пока общество не искоренит коррупцию, а государство не сделает жизнь своих граждан удобной и достойной, принимая во внимание даже наличие военного конфликта.

Ольга Билецька

Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative CommonsUznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, tribun7989@gmail.com
Добавить


Другие статьи рубрики

Популярные

Войти

при помощи учетной записи на сайте Трибун

У вас нет логина? Зарегистрируйтесь

Никнейм или e-mail:
Пароль:

Или используя аккаунт от соцсетей:

Регистрация нового аккаунта

У вас есть логин?

Никнейм:
Пароль:
Подтвердите пароль:
E-mail:
Операция выполнена успешно!