22 января 2017

Кому необходимо начало работы КПВВ «Золотое»?

Золотое

С начала конфликта перемещение по территории Луганской и Донецкой областей очень усложнилось. Это касается и движения по подконтрольной украинской власти части из-за наличия достаточно большого количество внутренних блокпостов, и, тем более, пересечения линии разграничения. Проблема затронула как переселенцев из зоны АТО, так и граждан, оставшихся на территориях, не контролируемых государством. У обеих категорий есть необходимость перемещаться из одной части области в другую. Существует множество причин и главные две - это родственные связи и необходимость решать проблемы, возникающие с документами, которые можно уладить только в государственных учреждениях Украины.

В Донецкой области действует четыре КПВВ: «Майорск», «Марьинка», «Новотроицкое» и «Гнутово». Все они рассчитаны на проезд авто транспорта. Проблемы гражданскому населению создает тот факт, что по существующим правилам пересекать КПВВ можно только на автомобилях до восьми посадочных мест. Поэтому проехать из подконтрольной Украине части области в так называемые "республики" можно либо на собственном транспорте, либо воспользовавшись услугами частных перевозчиков. Ни один автовокзал Украины не продаст вам билет до Донецка или Луганска. Таким образом ни о каком передвижении по зоне проведения антитеррористической операции на общественном транспорте речь идти не может.

В Луганской области ситуация намного сложнее. На всей линии соприкосновения, которая по данным Госпогранслужбы составляет приблизительно 250 км, действует всего один КПВВ «Станица Луганская», и тот предназначен только для пешего прохода граждан. Сутра со стороны Луганска в направлении подконтрольной Украине территории собирается очередь 300-400 человек.

Украинский КПВВ оборудован туалетами и просторной палаткой МЧС, в которой устроен пункт обогрева. Ожидающим своей очереди на пересечение линии размежевания предложат согреться горячим чаем. Так же работает мед пункт.

Со стороны неподконтрольных украинской власти территорий людям приходится стоять на холоде очень длительное время. На блокпосту нет никаких удобств для граждан, правда дежурит карета «Скорой помощи».

Значительно усложняет проход взорванный мост через реку Северский Донец, который находится на дороге между КПВВ и блокпостом незаконного вооруженного формирования «ЛНР». На месте бывшего моста сооружен деревянный помост, который из-за большого уклона является не только неудобным, а и опасным, особенно во время выпадения осадков.

Несмотря на трудности, ежедневно через пункт пропуска «Станица Луганская» линию разграничения пересекают в обе стороны в среднем 4500 человек.

Мы пообщались с переселенцами, которым приходится ездить из подконтрольной части области в оккупированную. Вот что рассказала нам Елена.

"Нам часто приходилось пересекать линию разграничения - я ездила из Рубежного к мужу в Луганск, а он приезжал ко мне. Ему очень трудно было решиться на окончательный переезд. Он ведь коренной луганчанин, 55 лет там прожил практически безвыездно.

Каждая поездка сопряжена с определенными трудностями и даже с угрозой жизни. Помню, 5 декабря 2014 года муж ехал сюда на похороны моей мамы и сам чуть не погиб. Это было на Бахмутской трассе. Тогда еще не существовало пропускной системы и КПВВ. Автобус стоял на украинском блокпосту, шла проверка документов, и начался обстрел. Мина упала в нескольких метрах от автобуса в поле, но очень удачно для пассажиров. Все осколки пролетели выше автобуса. Только ударная волна прошла - вырвала заднюю дверь и лопнули некоторые стекла.

Но тогда хоть можно было проще проехать. Здесь сел на автобус - в Луганске вышел. Проверили документы на нескольких БП и все. Дорога занимала 3-5 часов.

После введения пропусков все усложнилось. Мы, конечно, понимаем - это вынужденные меры, но все же...

Теперь если налегке ехать и без личного транспорта, то через Станицу - самый простой и дешевый путь.

С автовокзала ходят автобусы до Станицы Луганской, билет стоит 120 грн. Но первый отправляется только в 6.30 и приходит в Станицу около 10 часов. А мы стараемся выезжать из Рубежного частным микроавтобусом в 3 часа ночи, чтобы на КПВВ быть уже к открытию. Тогда можно добраться до Луганска в общей сложности часов за 5. Это очень хорошо. А если приехать в Станицу днем, то придется часа 4 только в очереди на нашей стороне простоять, а потом еще и на той... Из Луганска хуже добираться. Там очередь на станичанскую маршрутку люди с вечера занимают на кольце 50 лет Октября, и ждут до семи утра, когда закончится "комендантский час", и начнут транспорт пускать. Потом огромная очередь. Часа 4 и больше."

Помочь в решении проблемы могло бы открытие хотя бы одного автомобильного контрольного пункта въезда-выезда. Об этом принималось решение на заседании трехсторонней контактной группы в Минске еще в конце января 2016 года.

 И такой пункт был оборудован украинской стороной в районе н.п. Золотое Попаснянского района. Были обустроены площадки для пограничного контроля и досмотра автотранспорта фискальными службами. На территории установили большую палатку МЧС, в которой люди могли бы отдохнуть и при необходимости получить помощь. 31 марта КПВВ «Золотое» был открыт.

Но со стороны так называемой "ЛНР" людей пропускать отказались, объяснив свою позицию тем, что с ними данные действия не были согласованы. В связи с этим пункт пропуска в этот же день прекратил свою работу и остается закрытым по сегодняшний день.

Если необходимо попасть из Луганской области в оккупированный незаконными вооруженными формированиями Луганск на личном автотранспорте, придется воспользоваться одним из четырех КПВВ в Донецкой области. Своими впечатлениями от такой поездки делится с нами Елена.

«На машине добираться намного дольше выходит, чем пешком через Станицу. Особенно сложно через Майорск. Это же ближайший пункт пропуска к Луганску, поэтому вся Луганская область туда едет. Мы летом вывозили вещи из Луганска на «Газельке». Добирались 46 часов, проехали 630 км. Можете представить? А по прямой через Счастье от нашего дома в Луганске до маминого в Рубежном всего 109 км.

Это «путешествие» никогда не забуду. Выехали из Луганска в 5 часов утра, в 7.30 были в Горловке. Там очередь километра 3 до поста т.н. «ДНР». Только около 6 вечера прошли досмотр у т.н. «ополченцев».

Кстати, неприятная процедура. Паспорта берут, что-то по компьютеру проверяют. А я в сети проукраинскую активность веду, много раз получала сообщения с угрозами. Вдруг, думаю, в базу неблагонадежных попала. Но все благополучно прошло, паспорт отдали. Поехали в "серую зону" - это территория между блокпостом боевиков и КПВВ украинских пограничников. Там простояли больше часа, не продвинувшись ни на метр и услышали, что где-то впереди стреляют и никого пропускать не будут. Все начали разворачиваться, и мы в том числе.

Нашему водителю позвонил знакомый, сказал, что в Еленовке (КПВВ «Новотроицкое») машин меньше, если поехать туда и с вечера занять очередь, то утром получится пересечь линию разграничения и к обеду быть на нашем КПВВ в Новотроицком. Так и сделали. Около 21 часа добрались и в очереди были под номером 93.

Ночевать возле блокпоста нам не разрешили, поэтому всем составом очереди перебрались подальше и заночевали возле местной церкви. А после 4 часов сформировали колонну согласно номерам и выдвинулись к блокпосту.

Но рано пройти досмотр так и не получилось. Когда боевики начали пропускать первые машины, параллельно нашей очереди выстроилась «льготная» из машин с детьми, инвалидами и «блатными». Мы попытались устроить «народный контроль», стали останавливать льготные машины и пропускать только те, где действительно находились представители льготных категорий. Это не понравилось «ополченцам». Приехали, в очень «доступной форме» объяснили, что они здесь власть и решают, кого пропускать, а кого нет. Несогласным обещали прострелить колеса.

Позже приехали представители миссии ОБСЕ. Послушали наши жалобы. После этого очередь стала двигаться быстрее.

Досмотр прошли около 13 часов, проехали в «серую зону» и там километра за 1,5 до нашего нулевого БП остановились очень надолго. Палящее солнце, стоим на дороге, с обеих сторон посадки. Вдоль дороги стоят таблички «Осторожно, мины». Так что в посадке прятаться от жары рискованно. Хорошо, хоть биотуалеты были через каждые метров 300. Вода закончилась - пришлось идти на БП 1,5 км, там стоят резервуары с питьевой водой.

А очередь не продвинулась в течении двух часов ни на метр. Люди стали говорить, что какой-то программный сбой, КПВВ не работает. Я позвонила на Горячую линию Госпогранслужбы. Там ни о какой проблеме не знали, но обещали разобраться. Тогда я пошла по очереди и стала всем предлагать позвонить. После этого колонна наконец начала двигаться.

В общем, попасть на КПВВ удалось уже за полчаса до закрытия. А то и третьи сутки в дороге провели бы. Досмотр прошли за полчаса, но в Рубежное попали только в 3 часа ночи, ведь по дороге еще на нескольких внутренних БП пришлось проходить проверку. Вот и получается - выехали из Луганска 21 июля в 5 часов, а в Рубежное попали в 3 часа 23 июля. Конечно, если бы в Золотом пункт пропуска работал, гораздо быстрее было бы и менее затратно».

9 ноября у жителей области появилась надежда на улучшение ситуации. Как сообщила в социальной сети участник Трехсторонней контактной группы, советник Л.Д. Кучмы Дарка Олифер, в этот день на заседании Группы было дано поручение СММ ОБСЕ совместно с представителями противоборствующих сторон решить вопросы безопасности и подготовить КПВВ «Золотое» к открытию 23 ноября 2016 года.

Глава Луганской военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз 11 ноября провел совещание, посвященное проблемным вопросам по открытию данного Пункта пропуска.  В ходе мероприятия было отмечено, что КПВВ способен пропускать ежедневно до 2 тысяч автомобилей и 5 тысяч граждан.

Запланировано пустить 50 новых рейсов автобусного сообщения для подвоза людей к пункту пропуска на подконтрольной территории.

Подводя итоги совещания, Глава ЛВГА заявил, что с украинской стороны к открытию объекта все готово.

21 ноября мы связались с руководителем Луганского погранотряда Русланом Грех. Он подтвердил, что Госпогранслужба готова начать работу КПВВ «Золотое», как только поступит соответствующий приказ.

Остается надеяться, что в этот раз все получится и жители Луганской области получат более короткий и комфортный маршрут с подконтрольных территорий в оккупированные областной центр и южные районы области.

Елена Ковтуненко

Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative CommonsUznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, tribun7989@gmail.com
Добавить


Другие статьи рубрики

Популярные

Войти

при помощи учетной записи на сайте Трибун

У вас нет логина? Зарегистрируйтесь

Никнейм или e-mail:
Пароль:

Или используя аккаунт от соцсетей:

Регистрация нового аккаунта

У вас есть логин?

Никнейм:
Пароль:
Подтвердите пароль:
E-mail:
Операция выполнена успешно!