21 июня 2018

Бюджетный регламент по-простому

Голова ГО "ЛОО "Солідарність" Керівник проекту Бюджети Лисичанська та Рубіжного: прозорість, підзвітність та громадська участь Координатор руху "Сильні громади" у м.Рубіжне

Эксперты проекта «Бюджети Лисичанська та Рубіжного: підзвітність та громадська участь» Иван Сикора и Павел Федык в своих статьях уже описали в своих статьях причины, побудившие к разработке бюджетных регламентов Лисичанска и Рубежного и дальнейшей адвокации их принятия городскими советами. Поэтому этом материале хотелось бы остановиться на основных функциях бюджетного регламента и рассказать о них в доступной форме.

 

Бюджетный регламент = общественный бюджет

Многие общественники воспринимают бюджетный регламент как аналог общественного бюджета (бюджета участия). Фактически же общественный бюджет – это лишь один из почти двух десятков разделов документа, который включается в регламент лишь в том случае, если и местное самоуправление и громада готова к такому инструменту. Нельзя строить крышу, не построив фундамент. Поэтому в случае Лисичанска и Рубежного на данном этапе эксперты проекта не увидели такой готовности как у органов местного самоуправления, так и у громад и, следовательно, такого раздела в проектах для этих городов нет.

Бюджетный регламент = нескончаемые обсуждения

Бытует мнение, что привлечение общественности к процессу формирования и контроля за исполнением местного бюджета и городских программ приведет к торможению процессов и к остановке работ в городе из-за постоянных обсуждений и дискуссий. Проект бюджетного регламента действительно предусматривает публичные электронные консультации и процедуру публичного обсуждения, но только проектов решений бюджета и городских программ, а также отчетов по ним. Проекты изменений в бюджет и городские программы рассматриваются лишь бюджетной рабочей группой перед вынесением их на рассмотрение депутатских комиссий.

Бюджетная рабочая группа

Основной орган бюджетного регламента – это Бюджетная рабочая группа. Она призвана обеспечить координацию участников бюджетного процесса, осуществлять контроль за выполнением Бюджетного регламента, принимать решения о заслушивании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и руководителей коммунальных предприятий, а также принимать решения об организации отдельных форм публичных консультаций.

Бюджетная рабочая группа состоит из официальной и общественной части и работает 1 год.
Официальная часть Бюджетной рабочей группы назначается по представлению городского головы, начальника финансового управления и руководителей фракций в городском совете.
Общественная часть Бюджетной рабочей группы избирается на конкурсной основе сроком на 1 год.

Общественная часть Бюджетной рабочей группы может собственными силами или с привлечением соответствующих экспертов осуществлять собственный мониторинг состояния выполнением Бюджетного регламента и соблюдением требований о проведении публичных консультаций и обнародовать свою позицию по этому поводу.

Как видим, у этого органа довольно много полномочий, позволяющих сделать процессы разработки, принятия и исполнения бюджета и городских программ более открытыми и приближенными к потребностям громады города.

В то же время, Бюджетная рабочая группа призвана контролировать текущие вопросы, а по ключевым вопросам Бюджетный регламент предлагает проводить публичные консультации с громадой. Причем такие консультации вовсе не обязательно должны сводиться к общим сборам, на которых сложно что-то решить.

Это могут быть как общественные обсуждения в форме круглых столов с привлечением заинтересованных сторон, представителей громады, журналистов, так и публичные экспертные обсуждения в форме круглых столов с привлечением заинтересованных сторон и экспертов с осуществлением квалификационного отбора участников публичных экспертных обсуждений.

Таким образом, баланс, предусмотренный в Бюджетном регламенте позволит достигнуть открытости процессов принятия и выполнения бюджета и городских  программ при этом не замедлив сами процессы, а лишь установив четкую систему их выполнения.

Руководитель проекта «Бюджети Лисичанська та Рубіжного: підзвітність та громадська участь» Евгений Ильченко


Проект виконується в рамках програми «Публічні бюджети від А до Я: інформування, активізація та залучення громадянського суспільства», що виконується Фондом Східна Європа у партнерстві з Фундацією польсько-української співпраці ПАУСІ за фінансової підтримки Європейського Союзу.

Точка зору, відображена у цій публікації , є винятковою відповідальністю ГО “ЛОО “Солідарність” і може не співпадати з точкою зору Фонду Східна Європа, ПАУСІ і/або Європейського Союзу.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, tribun7989@gmail.com
Добавить


Другие статьи рубрики

Популярные

Войти

при помощи учетной записи на сайте Трибун

У вас нет логина? Зарегистрируйтесь

Никнейм или e-mail:
Пароль:

Или используя аккаунт от соцсетей:

Регистрация нового аккаунта

У вас есть логин?

Никнейм:
Пароль:
Подтвердите пароль:
E-mail:
Операция выполнена успешно!