27 мая 2018

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ НА ПУТИ К АВТОКЕФАЛИИ

Принятие Христианства украинским народом дало колоссальный толчок научном и культурном развитии, и еще с тех времен православное вероисповедание является неотъемлемым признаком украинского общества.

История Церкви и история Украинского государства все время не просто идут рядом, а переплетаются. И невозможно представить историю Украины без Православия. Следствием такой тесной связи является то, что освободительная борьба украинского народа от различных поработителей отразилась и на развитии внутрицерковной политики. Так Украинская Православная Церковь стала носителем украинской самобытности, языка и национальной идентичности украинского народа. В то же время стремление украинцев к национальной независимости распространилось и на церковную жизнь.

Принятие святым князем Владимиром Христианства как официальной религии всего народа, конечно, предполагало сразу и определенную церковно-административную организацию. Украинская Православная Церковь с точки зрения церковной юрисдикции была в подчинении Константинопольского Патриархата. И, поскольку расстояние между Киевом и Константинополем было достаточно велико, а в те времена проделать такой путь было еще и опасно, Вселенский Патриарх фактически не вмешивался во внутреннюю жизнь Украинской Церкви. Он только присылал в Киев митрополита, которого сам же и выбирал. Были два случая избрания митрополита на Киевский престол архиереев украинского происхождения и без согласования их кандидатуры с Царьградом. Такое положение вещей свидетельствует о том, что Украинская Церковь жила в условиях широкой автономии под юрисдикцией Вселенского Патриархата, хотя, возможно, на бумаге даже ее не было.

Но история вносила свои коррективы в жизнь государства, а затем и всей Церкви. Из боязни за свою жизнь, в связи с частыми набегами на Киев и близлежащие земли монголо-татар, митрополичий двор в 1299 году из Киева был перенесен во Владимир на Клязьме. Митрополит находился теперь в этом городе, а титул сохранился прежний – Киевский и всея Руси. А еще позже, в 1325 году митрополит Киевский перебрался из Владимира на Клязьме в Москву.

С течением времени, часть украинских земель оказалась в составе Речи Посполитой. В связи с сокрушительным наступлением католицизма на православие, в 1596 году была подписана уния с Римом, которая предусматривала полное сохранение православного обряда, но юридическое подчинение Риму. Так фактически возникла Украинская Греко-Католическая Церковь.

Следующее событие тоже стало следствием политических процессов. В связи с распространением католицизма, не желая принимать унию, при фактическом бездействии Вселенского Патриарха относительно судьбы Православия в Украине, а также в связи с тяжелым политически положением, украинское православное духовенство начало рассматривать идею присоединения к Московской Церкви. После 1654 года Москва, подчинив себе Украину политически, начала проводить целенаправленную политику вмешательства в церковную жизнь украинского народа, за что даже получила ноту недовольства от Вселенского Патриархата и спешно отправила к нему делегацию с подарками просить прощения и заглаживать свою вину.

Исходя из положений Томоса Польского государства 1924 года, следует отметить, что для Украинской Церкви Матерью-Церковью является Константинопольская Церковь, и именно она должна решать вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви. Данный документ является важнейшим источником в исследовании проблемы Украинского Православия, поскольку Томос 1924 года признает Автокефальной собственно не Польскую Православную Церковь, а Православную Церковь в Польше, которую в большинстве составляли этнические украинцы (и духовенство и миряне), через определенные политические ситуации оказавшиеся в составе другого государства.

Итак, Москва переиграла церковную ситуацию в Польше. В Украине продолжала действовать Церковь в юрисдикции Московского Патриархата. А собственно украинская иерархия оказалась разбросана в диаспоре по всему миру.

В конце 80-х годов ХХ века, в результате начавшихся в СССР политических процессов либерализации, была реанимирована идея создания независимой Украинской Православной Церкви. 19 августа 1989 на призыв общественного объединения – Инициативного комитета возрождения УАПЦ – откликнулся приход св. ап. Петра и Павла во Львове. Протоиерей Владимир Ярема, духовенство храма и все верные торжественно объявили о выходе из состава Русской Православной Церкви и переходе под юрисдикцию Вселенского Патриархата. Окончательное организационное оформление УАПЦ произошло на Всеукраинском Православном Соборе 5-6 июня 1990 года в Киеве, главными решениями которого были провозглашение Украинского (Киевского) Патриархата и избрание Патриархом Киевским и всея Украины Блаженнейшего Митрополита Мстислава (Скрыпника). На время отсутствия Патриарха в Украине Собор уполномочил владыку Иоанна (Боднарчука) управлять Киевским Патриархатом и быть наместником Киевского Патриаршего престола с титулом Блаженнейшего митрополита Львовского и Галицкого.

Параллельно с этими событиями, 1-3 ноября 1991 года в Киево-Печерской Лавре в Трапезной церкви под председательством митрополита Филарета (Денисенко) начал свою работу Поместный Собор Украинской Православной Церкви, которая входила в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Собор постановил обратиться к Святейшему Патриарху Московскому всея Руси Алексею II и епископату РПЦ с просьбой даровать самостоятельность и независимость УПЦ, а также способствовать ее признанию Восточными Патриархатами и всеми Поместными Церквями. Архиерейский Собор РПЦ, решительно отвергнув такие требования, инициировала альтернативный т.н. Харьковской Собор в мае 1992 года, осудив митрополита Филарета (Денисенко) и поставив на его место митрополита Владимира (Сабодана). Митрополита Филарета (Денисенко) поддержал лишь один архиерей – Яков (Панчук).

Однако, несмотря на препятствия со стороны Москвы, 25-26 июня 1992 года был созван общий Собор УПЦ и УАПЦ, главным результатом которого стало объединение УПЦ и УАПЦ в единую Укроаинскую Православную Церковь Киевского Патриархата, а также провозглашение объединенной УПЦ КП правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех предварительно заключенных договоров и соглашений, денежных средств, имущества, храмов, монастырей, учебных заведений и др.

Так сформировалась сегодняшняя ситуация в церковной жизни Украины: ныне существуют Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская Греко-Католическая Церковь и Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Однако процессы в Украинском Православии продолжают развиваться. Ведь на протяжении всей истории украинского народа четко прослеживается тенденция к активизации процессов борьбы за автокефальный, как де-факто, и де-юре, способ бытия Украинской Церкви, а именно – каждое политическое отделение от Москвы ведет за собой попытку провозглашения церковной независимости. Также наблюдается четкая роль светской власти в этом процессе: каждый раз обсуждение автокефалии Украинской Православной Церкви становилось следствием жесткой и целенаправленной политики правительства, а также сотрудничества руководства страны с духовенством.

История Православной Церкви в Украине является живым свидетельством стремлений и реальной борьбы украинского народа на пути независимой не только политической, но и церковной жизни. Очевидно, что рано или поздно, все же произойдет объединение Украинского Православия, разделенного в результате сложных многовековых церковно-политических процессов, и украинский народ как один сможет прославлять Триединого Бога голосом единой Украинской Поместной Автокефальной Церкви.

Автор — С.В.Башинский. Печатается с сокращениями

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, tribun7989@gmail.com
Добавить


Другие статьи рубрики

Популярные

Войти

при помощи учетной записи на сайте Трибун

У вас нет логина? Зарегистрируйтесь

Никнейм или e-mail:
Пароль:

Или используя аккаунт от соцсетей:

Регистрация нового аккаунта

У вас есть логин?

Никнейм:
Пароль:
Подтвердите пароль:
E-mail:
Операция выполнена успешно!