Реєстрація

Как жителю оккупированной территории получить биометрический паспорт (id-карту)

Украинский паспорт

Фото: pravda.lutsk.ua
 

Паспорт гражданина Украины является документом, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство Украины.

В октябре 2016 года в связи с подготовкой к получению Украиной безвизового режима Кабинет Министров Украины принял ряд изменений в законодательство о документах, которые подтверждают гражданство Украины, в том числе относительно паспорта гражданина Украины. Изменения уже вступили в силу и оформление паспортов происходит по новым правилам.

Что изменилось?

  • Снижен возраст получения паспорта впервые: каждый гражданин Украины, достигший четырнадцатилетнего возраста, обязан получить паспорт гражданина Украины.
  • Установлен срок действия паспорта: паспорт гражданина Украины, выданный несовершеннолетним лицам,  действует четыре года (до достижения лицом 18 лет); паспорт, выданный  совершеннолетним лицам, действует 10 лет с момента выдачи.
  • Теперь паспорт содержит информацию о налоговом номере (или уведомление об отказе от его принятия).
  • Изменилась форма документа: паспорт гражданина Украины изготавливается теперь в форме пластиковой карты с бесконтактным электронным носителем, содержащим персональную информацию и  биометрические данные лица.

В каких случаях можно получить ID-карту?

Паспорт гражданина Украины в форме ID-карты можно получить в следующих случаях:

  • Получение паспорта гражданина Украины впервые лицом, достигшим 14 лет.
  • Обмен паспорта гражданина Украины образца 1994 года (паспортная книжечка) на ID-карту (в случае изменения персональных данных лица (фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения); выявления ошибки в информации, внесенной в паспорт;  окончания срока действия паспорта; непригодности паспорта для дальнейшего использования; достижения 25- или 45-летнего возраста лицом, которое имеет паспорт образца 1994 года (при желании).
  • Получение паспорта гражданина Украины в случае утраты или кражи паспорта.

Куда обращаться для получения ID-карты жителю неподконтрольной территории?

Правила оформления ID-карты  являются едиными для всех граждан Украины независимо от места проживания и утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2015 № 302 «Порядок оформления, выдачи, обмена, пересылки, изъятия, возвращения государству, признания недействительным и уничтожение паспорта гражданина Украины»

Для получения ID-карты необходимо обращаться:

  • В территориальные органы и подразделения Государственной миграционной службы.
  • В центры предоставления административных услуг.

Необходимо обратить внимание, что документы для оформления ID – карты  подаются  лицом по зарегистрированному месту проживания (по месту прописки). Если у лица нет регистрации места проживания, документы  подаются по месту фактического проживания.

Лица, зарегистрированные и проживающие на неконтролируемой территории Украины, которые не имеют справки о регистрации внутренне перемещенного лица, подают документы в любом подразделении Государственной миграционной службы или центр предоставления административных услуг на территории соответствующей области, где зарегистрировано лицо (с перечнем всех подразделений можно ознакомиться на сайте Государственной миграционной службы).

Лица, зарегистрированные в качестве внутренне перемещенных лиц, подают документы по месту фактического проживания, указанного в справке.

Порядок действий заявителя:

  1. Определиться с местом подачи документов (выбрать конкретное территориальное подразделение Государственной миграционной службы Украины или Центр предоставления административных услуг в области регистрации своего проживания).
  2. В случае подачи через территориальное подразделение Государственной миграционной службы Украины – зарегистрироваться на сайте ведомства в электронной очереди на подачу документов.
  3. Собрать пакет документов, соответствующий основаниям оформления паспорта.
  4. Прийти в территориальное подразделение Государственной миграционной службы Украины или Центр предоставления административных услуг и зарегистрироваться в электронной очереди (если это не было сделано заранее через интернет).
  5. С помощью сотрудников, принимающих документы, заполнить заявление-анкету и приложить к нему необходимый пакет документов.

Необходимый пакет документов

В случае получение паспорта гражданина Украины впервые лицом, достигшим 14 лет:

  1. заявление-анкета (заполняется на месте);
  2. свидетельство о рождении;
  3. паспорта родителей;
  4. справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица (для внутренне перемещенных лиц);
  5. документы, подтверждающие сведения для внесения информации на бесконтактный электронный носитель и в паспорт (при наличии таких документов):
  • справку о присвоении идентификационного номера или об отказе от принятия указанного номера (для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия указанного номера);
  • документ, подтверждающий место регистрации проживания лица. Учитывая, что документы, выданные на неподконтрольной территории, признаются недействительными в Украине, справка из ЖЭКа о составе семьи в данном случае не может быть принята к рассмотрению. Можно порекомендовать сделать копию страницы домовой книги, карточки или иных документов в паспортном столе, из которых была бы видна прописка ребенка. В случае, если нет возможности предоставить документ, подтверждающий место регистрации проживания – паспорт будет выдан без отметки о регистрации проживания.

Стоимость услуги: за оформление паспорта впервые административный сбор не взымается.

В случае обмена паспорта гражданина Украина образца 1994 года (паспортная книжечка) на ID-карту:

  1. заявление-анкету (заполняется на месте);
  2. паспорт гражданина Украины, который подлежит обмену;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, в связи с которыми паспорт подлежит обмену;
  4. документы, подтверждающие уплату административного сбора и  государственной пошлины;
  5. справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица (для внутренне перемещенных лиц);
  6. документы, подтверждающие сведения для внесения информации на бесконтактный электронный носитель и в паспорт (при наличии таких документов):
  • о месте проживания – справку органа регистрации установленного образца;
  • о рождении детей – свидетельства о рождении детей;
  • о браке и расторжении брака – свидетельство о браке или свидетельство о расторжении брака, или  решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу;
  • справку о присвоении идентификационного номера или об отказе от принятия указанного номера (для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия указанного номера);
  • по письменному заявлению лица паспорт, подлежащий обмену (кроме случаев непригодности паспорта для дальнейшего использования), после приема документов может быть возвращен лицу и сдается только при получении нового паспорта.

Стоимость услуги:  административный сбор в размере 279 грн. (366 грн. – при срочном оформлении) и государственная пошлина 34 грн.

В случае оформления ID-карты  при утрате или краже паспорта:

  1. заявление установленного МВД образца о потере или похищении паспорта;
  2. выписка из Единого реестра досудебных расследований (в случае хищения паспорта на территории Украины);
  3. справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица (для внутренне перемещенных лиц);
  4. решение суда об установлении личности (для лиц, личность которых не была  установлена по результатам проведения процедуры установления личности);
  5. документ, подтверждающий уплату административного сбора;
  6. документы, подтверждающие сведения для внесения информации на бесконтактный электронный носитель и в паспорт (при наличии таких документов):
  • о месте проживания – справку органа регистрации установленного образца;
  • о рождении детей – свидетельства о рождении детей;
  • о браке и расторжении брака – свидетельство о браке или свидетельство о расторжении брака или  решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу;
  • справку о присвоении идентификационного номера или об отказе от принятия указанного номера (для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия указанного номера);
  • для прохождения процедуры установления личности рекомендуется предоставить любые документы или их копии с фотоизображением и письменное объяснение в произвольной форме, в котором указывается информация об адресах мест жительства, учебы, работы, учреждений исполнения наказаний и другая информация, сведения о родителях или других родственников, которые будут привлечены к проведению процедуры установления личности. К письменному объяснению прилагаются документы (копии), подтверждающие указанные факты (при их наличии). Если по результатам проведения указанной процедуры личность не будет установлена, принимается решение об отказе в оформлении паспорта, лицо информируется о необходимости установления личности через суд.

Стоимость услуги:  административный сбор в размере 279 грн (366 грн – при срочном оформлении) и государственная пошлина 34 грн.

Необходимо отметить, что до момента выдачи нового паспорта лицу выдается временное удостоверение, подтверждающее личность гражданина Украины, на основании которого лицо имеет право пересекать линию разграничения.

Дополнительные документы

На практике, органы Государственной миграционной службы могут потребовать у лиц, которые проживают на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, а также  на временно оккупированной территории АР Крым и г. Севастополя или являются внутренне перемещенными лицами, и получали паспорт гражданина Украины на указанных территориях, предоставления дополнительных документов для идентификации личности.

Такими документами могут быть: документы об образовании, приписное удостоверение, военный билет, удостоверение водителя, пенсионное удостоверение, другие документы, содержащие фотографию.

Исчерпывающего перечня дополнительных документов не существует, так же как и законодательно установленной обязанности лица предоставлять такие документы. Однако следует помнить, что в случае, если по предоставленным документам идентифицировать лицо невозможно, Государственная миграционная служба имеет право отказать в оформлении паспорта.

Основания для отказа в оформлении и выдаче паспорта:

Территориальный орган/территориальное подразделение Государственной миграционной службы имеет право отказать лицу в оформлении или выдачи паспорта, если:

  • лицо не является гражданином Украины;
  • лицо уже получило паспорт (в том числе паспорт образца 1994 года), который является действительным на день обращения (кроме случаев обмена паспорта в связи с выявлением ошибки в информации, внесенной в него; обращение для обмена в течение одного месяца до даты окончания срока действия паспорта; непригодности для дальнейшего использования);
  • данные, полученные из баз данных Единого государственного демографического реестра, картотек, не подтверждают предоставленную заявителем информацию;
  • за выдачей паспорта обратился законный представитель, не имеющий документально подтвержденных полномочий на получение паспорта;
  • лицо подало не в полном объеме документы и информацию, необходимые для оформления и выдачи паспорта;
  • личность заявителя не установлена по результатам проведения процедуры установления личности.

В случае получения отказа в выдаче паспорта лицо имеет право обжаловать данное решение в суде.

Срок выдачи ID-карты

Законодательством установлен общий срок выдачи паспорта – не позднее чем через 20 рабочих дней со дня подачи документов, а также и срочное оформление паспорта –  не позднее чем через 10 рабочих дней.

При этом в случае, если заявитель подал к оформлению паспорт образца 1994 года, выданный ранее на временно неконтролируемой территории и не имеет действующего паспорта для выезда за границу, процедура идентификация личности может длиться до двух месяцев. В таких случаях не рекомендуется оплачивать повышенную сумму административного сбора за срочное оформление документов.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.


Інші статті рубрики

Найпопулярніші