Отопительное оборудование работает круглосуточно, следовательно, узлы и детали быстро изнашиваются. Кроме того, выдвигаются высокие требования к безопасной эксплуатации, поэтому своевременное обслуживание газовых котлов, технический осмотр и ремонт жизненно необходимы. Попробуем в теории разобраться, какие задачи стоят перед ТО газовых котлов, какие шаги предпринимаются и какие запчасти к газовым котлам вам пригодятся.
Важно понимать, что только лицензированный сервисный центр с разрешением на проведение монтажных/эксплуатационных работ имеет право устанавливать и обслуживать котельное оборудование. Приглашайте специалистов с лицензией, чтобы производитель выполнял гарантийные и постгарантийные обязательства.
Основание для техосмотра котла
Итак, раз в 6 месяцев после окончания гарантии владелец должен организовывать мероприятия по техобслуживанию. Периодичность прописана в договоре между собственником котла и представителем технического хозяйства. Перед сервисным мастером ставится 3 задачи:
- Проконтролировать автоматику.
- Проверить, как работают горелки.
- Осмотреть нагревательные элементы внутри.
Своевременный осмотр сохранит КПД оборудования на высоком уровне. Соединения труб из металла, состояние кранов, герметичность узлов, качество вентиляции и дымохода — все это важно для профилактики утечек, сбоев в отоплении, защиты от взрыва и пожара.
Визуально оценивается процесс сжигания газа и регулируются горелки, если есть потребность.
Работник сервисной службы должен сразу исправлять проблемы по мере их нахождения. Если это невозможно сделать на месте, ремонт проводится в мастерской, а владельца просят заказать запчасти для котлов или оплатить работу и комплектующие по факту. Хотя обычно в сервисе ведется учет котлов и мастер/бригада выезжают с набором инструментов и запчастей под конкретную модель — для этого и заключается контракт.
Перечень и сроки работ
К договору на сервисное обслуживание прилагают паспорт котла. В нем прописаны особенности конструкции техники, будущие мероприятия по ТО, их периодичность.
- Текущее техобслуживание проводится регулярно с целью профилактики. Если вовремя и правильно оценить обстановку, удастся избежать поломки с покупкой дорогих запчастей и комплектующих к газовым котлам, а также подготовить прибор к сезону отопления или летнего простоя. Этот тип осмотра желательно выполнять с частотой раз в 2 года, он актуален для двухконтурной системы (отопление + ГВС).
- Осмотр по заявке проводится после обращения абонента с вопросами, которые касаются работоспособности газового агрегата и частей системы, для выявления повреждений и устранения возникших неполадок.
- Капитально ремонтировать прибор придется в случае поломки из-за внештатной ситуации, неправильной эксплуатации и отсутствия ухода, производственного брака, который не смогли распознать раньше.
На этапе ремонта могут понадобиться запчасти к газовым котлам, срок службы которых подходит к концу, такие как теплообменники, клапаны, сальники, вентиляторы и пр. комплектующие.
Регламент сезонного техобслуживания
Перед началом отопительного сезона проводится чистка компонентов (кроме теплообменника) и перебирание узлов. Теплообменник промывается уже после выключения отопления. Промывка по рекомендации производителя делается каждые 4—5 лет эксплуатации, но обслуживающая организация вправе внести коррективы с учетом выбранного теплоносителя и топлива.
Вот какие мероприятия надо провести перед запуском системы:
- внешний осмотр, очищение от грязи снаружи и внутри элементов;
- чистка фильтров, от водяных до газовых и воздушных;
- очистка огневой зоны в камере сгорания;
- проверка запальника, очищение при необходимости;
- газовые трубки внутри надо проверить на герметичность;
- тестирование системы безопасности (автоматика, датчики);
- проверка блока электроуправления;
- диагностика отходящих газов, настройка сгорания топлива;
- определение давления в расширительном баке, его наладка при несоответствии номиналу;
- поверка подачи газа от магистрали до котельного оборудования;
- определения состояния клапана-отсекателя.