Речь пойдет об одной из начальных школ города Милпитас (штат Калифорния). Наведаемся в класс к самым маленьким, 5-летним ребятишкам.
Но сначала в двух словах о самом учреждении. Внешний вид этой школы, конечно, сильно отличается от того, к чему мы привыкли.
Эта школа небольшая и состоит из пяти однотипных одноэтажных корпусов. В четырех из них находятся учебные классы (по 2-3 класса в каждом). В пятом корпусе размещаются школьный офис, буфет, медпункт и актовый зал.
Здания в этой школе одноэтажные не случайно. Калифорния, как вы помните, довольно сейсмоактивный штат. По этой же причине корпуса построены из легких материалов -- из дерева и гипсокартона.
На территории школы также находятся:
-- аналог нашей столовой -- огромный навес с длинными столами и лавочками;
-- игровая площадка с детскими горками, турниками и разными полосами препятствий;
-- большое поле для игры в бейсбол,
-- несколько спортивных площадок для баскетбола, волейбола и т.д.
Учебное заведение окружено высоким забором-сеткой. Когда у детей начинаются занятия, все калитки закрываются на замки. Сюда никого не впускают и никого не выпускают.
______________
Теперь, как и обещала, отправляемся в нулевой класс, к малышам.
Несложно заметить, что "закрома" помещения буквально ломятся от разнообразных наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, книг и игрушек.
В распоряжении учительницы есть также ноутбук, большой принтер и проектор. При помощи проектора детям ежедневно демонстрируются обучающие слайд-шоу со стихами и сказками.
Большую часть занятий в классе дети проводят сидя на полу в позе лотоса. В этом положении они слушают, что рассказывает или читает им учительница, разучивают стихи, поют песни, повторяют алфавит.
На фото: девочка по имени Энджин. Ее родители прилетели в США пару лет тому назад из Азии.
Еще один ракурс:
За парты дети садятся только если что-то пишут, мастерят или рисуют...
Причем, парты в классе расставлены не в ряд, как у нас, а сдвинуты в группы. Дети при этом развернуты лицом друг к другу.
Думаю, что подобное расположение приучает детей к работе в команде.
В подготовительном классе дети пишут не ручками, а специальными толстыми карандашами. Для не привыкшей к письму детской руки такой карандаш гораздо удобней, чем тонкая пластмассовая ручка.
(На фото: девочка по имени Гиту. Прилетела с родителями из Индии меньше года тому назад.)
Вдобавок на другом конце карандаша находится большой ластик. Если дети сделали ошибку, то они тут же могут ее стереть и написать заново.
(На фото: мальчик по имени Арвин. Прилетел в США несколько лет тому назад из Индии)
А еще у детей здесь нет тетрадей. Они пишут на листах формата А4.
При помощи принтера учительница распечатывает на них задание с картинками, фигурками, буквами, словами, предложениями, цифрами. Ребенку предлагается их раскрасить, обвести, вырезать и т.д. То же самое и с домашними заданиями.
(На фото: мальчик по имени Джулиан, его родители -- выходцы из Мексики.)
Наверное, выполнять задания на альбомных листах выгодней, чем тратиться специальные книги и тетради.
Тем более, что эти листы родители должны приносить в школу сами. (На каждого ребенка положено по три пачки бумаги в год). Карандаши, кстати, тоже надо самим покупать.
В этом классе учатся 26 детей.
Чтобы учительнице было удобней справляться с таким количеством подопечных, класс поделили на две смены.
Работа школьного учителя -- не сахар и в Америке, скажу я вам. Правда, зарплаты у здешних педагогов конечно повыше: около 3,5 тыс. долларов в месяц.
Первая половина класса приходит в 8:15 утра (на первый урок) и уходит в 13:05 дня (после третьего урока).
Вторая приходит в 9:50 (на второй урок) и уходит в 14:30 (после четвертого урока).
То есть, общие у разных смен только второй и третий уроки, а также длинная перемена между ними (с 11:15 до 12:00), во время которой у них ланч (обед).
Теперь давайте подробнее о здешних ланчах.
Обед в школе платный. Стоит он 2.75 доллара в день (50-60 долларов в месяц).
Подается он в одноразовой посуде.
Причем, ланчи эти готовятся не в школе, а завозятся откуда-то централизованно. Выходит, чтобы накормить обедом детей, школе не нужна целая армия работников кухни: посудомойщиков, кладовщиков, помощников поваров и т.д.
(На фото: девочка по имени Садана, Индия)
Достаточно всего одиного-двоих человек, чтобы помочь детям получить их коробки с ланчем
и распечатать упаковку, если у ребенка не получается.
Использованную после трапезы тару дети сами выбрасывают в большую школьную урну. То есть убирать за ними остатки еды и мыть посуду тоже не надо.
Теперь подробнее о школьном меню:
Конечно, обедом в нашем понимании это можно назвать с большой натяжкой. Супов-борщей, картофельного пюре с котлетой и копмотов тут на ланч не подают.
То, что я видела у детей в коробках, больше походило на горячий бутерброд, брусочек сыра, упаковку с молоком (в него надо было вставить трубочку) и яблоко. У некоторых детей в коробках вместо яблока лежал пакет с почищеной морковью, вместо бутерброда -- мишки из бисквита, вместо сыра -- баночка с йогуртом...
Если родителей по каким-то причинам не устраивает школьный ланч, то от него можно отказаться и класть ребенку с собой домашний тормозок.
В этом регионе тепло круглый год, поэтому школьные обеды проходят на открытом воздухе, под большим навесом.
Но есть в этой бочке с медом и своя ложка дегтя. Заметила, что перед трапезой детям никто не помыл рук.
После обеда дети выстраиваются в ровные колонны и организованно запускаются на детскую площадку.
Желающие могут поиграть в баскетбол...
Или полазать на большой горке с лабиринтами...
Следующий урок проходит в компьютерной лаборатории.
Все учебные классы в этой школе состоят из двух комнат. В одной -- проходят обычные занятия, а в другой стоят ноутбуки.
За каждым ребенком закреплен определенный ноутбук. Ученик (в 5 лет!) должен самостоятельно его включить, ввести свое имя и фамилию, пароль... После этого запускается специальная обучающая программа.
Например, на экране могут появиться буквы, и компьютер может предложить ребенку расставить их в алфавитном порядке. Если задача выполнена правильно, то на мониторе появится следующее задание.
Мышкой в компьютерном классе дети не пользуются. Только сенсорной панелью -- водят по ней пальцами.
(На фото: девочка по имени Аная, Мексика).
После урока "информатики" первая смена уходит домой (на часах 13:05). А у второй -- начинается последний урок, во время которого учительница повторяет с ними то, что проходила утром с первой сменой.