Реєстрація

Украинский диплом для выпускников из оккупированной Луганщины

ЗНО

В этом году из школ Луганской области выпускается 4 331 школьник. В их числе и выпускники средних школ, расположенных на неподконтрольных украинской власти территориях.

На пресс-конференции по итогам регистрации для участия в ВНО-2016 и подготовки следующих этапов внешнего независимого оценивания 2016 года директор Украинского центра оценивания качества образования Вадим Карандий озвучил следующее:

«Очень сложно определить количество участников ВНО, которые регистрируются с неконтролируемых территорий. Дело в том, что мы специально не делали в регистрационных формах никаких отметок на эту тему, потому что она интересна с точки зрения статистики, но с точки зрения каждого отдельного рядового человека она может быть дискриминирующей в определенном плане. Поэтому каждый участник выбирал и указывал адрес и местоположение абсолютно свободно.

Мы соответствующие показатели регистрации участников с неподконтрольной территории в данном случае оценивали другими методами. Так, по соответствующим данным с неподконтрольных украинской власти территорий в 2016 году для прохождения ВНО на основную сессию зарегистрировано 1056 человек, в том числе 787 поданных в Донецкой области, и 269 в Луганской».

Казалось бы, 269 человек – это не так уж и много, но каждый из них заслуживает уважения, потому что для сдачи ВНО ему придется пройти 7 кругов ада, или «Семь шагов для получения украинского аттестата и поступления в вузы Украины в 2016 году», как это называет Министерство образования и науки Украины. То, что они разработаны для лиц с неподконтрольных украинской власти территорий, ясно из того, что информация расположена в разделе «Для жителей Донбасса и Крыма» и с дополнительным названием «Дорожная карта для выпускников из зоны АТО и АР Крым».

Эти «Семь шагов ...» были подготовлены Украинским центром оценивания качества образования (УЦОКО), Министерством образования и науки Украины (МОН) и фондом «Открытая политика».

По словам аналитика Центра гражданского образования «Альменда» Олега Охредько эти рекомендации мало того, что были разработаны с опозданием

«Регистрация на ВНО началась 1 февраля, а завершилась 4 марта, а давно анонсированные «Семь шагов» появились только 10 марта. Хотя и есть дополнительная возможность на регистрацию (с 19 марта по 20 мая), но, как говорится, все должно быть вовремя»,

но и содержат в себе целый ряд несопоставимых между собой требований, которые приводят к разночтениям и путанице:

«С самого начала «Семи шагов» начинается путаница. В первом же шаге "1. Выберите школу» предлагается выбрать заведение, где « ... Вы будете учиться экстерном (дистанционно) ... ». Так экстерном или дистанционно?»

Кроме того, в шаге «Сдача Государственной итоговой аттестации (ГИА) по иностранному языку» говорится, что нужно лично приехать и сдать. И все. Вот только для этого выпускник должен подать «документ об имеющемся уровне образования» - документ, выданный школой на неподконтрольной украинской власти территории. 

Но, ни один документ об образовании с неподконтрольных территорий не признается МОН, а это значит, что документ отсутствует и выпускнику-экстерну нужно подтвердить уровень знаний по всем предметам, кроме тех, которые он сдаст в виде ГИА / ВНО - т.е. около 15 предметов. Выходит, не так уж и просто.

В этих условиях, если выпускник, таки выбрал украинский ВУЗ, он должен начать наверстывать украинскую программу после прикрепления к украинской школе.

Исходя из сведений на сайте МОН Украины, где опубликован список предлагаемых для дистанционного обучения школ (http://mon.gov.ua/activity/dlya-zhiteliv-donbasu-i-krimu/oporni-shkoli,-yaki-zdijsnyuyut-navchannya-uchniv/), большинство школ расположено в прилегающих к линии разграничения областях: Донецкой - 68, Херсонской области - 22, Луганской -12, Харьковской - 8. Вот только многие школы не готовы организовывать работу со школьниками из неподконтрольных территорий.

Так, по словам заместителя директора департамента образования Луганской областной военно-гражданской администрации Татьяны Ткачевой:

«Пока на Луганщине нет ни одной школы, которая была бы настолько материально обеспечена, чтобы организовать экстернат с элементами дистанционного обучения. Переговоры об этом ведутся с Министерством образования и науки не первый месяц и не первый год».

На это обстоятельство обращает внимание и Олег Охредько:

«В прошлом году в Новотроицком районе Херсонской области было предложено 19 школ, а в этом году осталось только 3 учебных заведения. Чем эти школы отличаются от других школ района неизвестно, ведь ни дополнительного финансирования, ни специального обучения педагогов не происходило».

Еще одна проблема состоит в том, что большинству выпускников на неподконтрольной территории Луганщины исполняется 16 лет. А значит им можно пересекать линию разграничения с паспортом. Но для его получения нужен электронный пропуск, который не выдают, так как ты несовершеннолетний.

Начальник Северодонецкого городского отделения Главного управления Государственной миграционной службы Украины в Луганской области Екатерина Павлова отмечает, что именно конец мая - начало лета - это горячий период у них в работе, поскольку обращаются шестнадцатилетние.

«Детей с неподконтрольных территорий документируют «книжками», а не ID-картами по той простой причине, что стремятся выдать документ в кратчайшие сроки. Потому что таким даже жить негде, - отмечает чиновник. - Но минимум неделю таки придется прожить на подконтрольной территории области».

Попыткой государства определенным образом упростить проблему выпускникам, желающим зарегистрироваться для сдачи ВНО, которые не смогли вовремя получить украинский паспорт, является право предоставлять подтверждающим документом копию соответствующей страницы паспорта гражданина Украины одного из родителей.

Министр образования Украины Сергей Квит неоднократно заявлял, что бороться за возвращение оккупированных территорий нужно, используя образовательные программы. 17 марта Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в статью 7 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» относительно обеспечения права на получение образования».

Этим Законом предусмотрена правовая основа для разработки и использования онлайн-платформ, которые будут использоваться для предоставления равного доступа для получения образования всем лицам, проживающим, в том числе и на неподконтрольной территории Луганской области и не имеющим возможности продолжить ее получение в других регионах Украины.

В то же время этот Закон вызвал и некоторую обеспокоенность у общественности. Например у  экспертов фонда «Открытая политика»

«Создание преимуществ украинского образования для Крыма и Донбасса не должно нарушать принцип равного доступа к образованию, предусмотренного Конституцией и реализовываться за счет уменьшения возможностей и образовательных прав остальных жителей Украины. Кроме того, формирование данных квот, хотя и является правильным и логичным шагом, отнюдь не обеспечивает Украине окончательное преимущество в противостоянии с Россией. Необходима разработка и реализация комплексной программы украинского образования для Крыма и Донбасса, которая станет предпосылкой и частью более масштабной программы реинтеграции и украинизации данных регионов».

В то же время ситуация в 2016 году свидетельствует об усиления агитации на неподконтрольной территории Луганской области вступления в местные и российские вузы. 201 выпускник с неподконтрольных территорий Луганщины написал итоговое произведение с целью подготовки для сдачи ЕГЭ для поступления в российские ВУЗы.

Как сообщает местный сайт, в 2016 году организованного подвоза на территорию РФ из Луганска не будет, поэтому родители выпускников должны самостоятельно привезти выпускника к месту проведения ЕГЭ. Тот же источник отмечает, что в Лутугино 239 выпускников планируют поступать в местные ВУЗы и техникумы. Поэтому, профориентационная работа в школах Луганщины, расположенных на неподконтрольной территории, проводится очень активно, и имеет свои результаты. Часть выпускников, как и их родителей, или принимают решение вступать в местные ВУЗы, или на некоторое время откладывают решение вопроса образования.

Эксперты фонда «Открытая политика» придерживаются мнения, что в случае выбора местной молодежью российского образования, даже после возвращения украинского суверенитета над неподконтрольными территориями, там еще на протяжении минимум одного поколения будет сохраняться социальная, ментальная и культурная база сепаратизма.

Поэтому получение молодежью с неподконтрольных территорий образования в Украине является одним из важных направлений украино-российского противостояния. Их выбор в пользу украинского образования открывает Украине дополнительные способы коммуникации с неподконтрольными территориями путем семейных связей, которые практически не поддаются контролю со стороны Российской Федерации.

Исполнительный директор аналитического центра CEDOS Евгений Стадний отметил, что, учитывая фактическое отсутствие возможностей влияния Украины на ситуацию в школах так называемых «ДНР» и «ЛНР», украинская сторона делает все возможное, чтобы помочь выпускникам.

«Разработан еще в прошлом году механизм дистанционного прикрепления абитуриентов в украинские школы дает возможность принимать участие во внешнем независимом оценивании. А с этого года результаты тестирования по украинскому языку и математике или истории Украины будут засчитаны как школьные выпускные экзамены, что значительно упрощает процедуру получения аттестата и поступления», - отмечает эксперт.

Кроме того, народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Александр Спиваковский указал на альтернативный вариант получения высшего образования для выпускников с неподконтрольных территорий:

«Парламент 264 голосами проголосовал за основу и в целом проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения права на получение образования лиц, место жительства которых является территория проведения антитеррористической операции», рег. Номер 4350 от 31.03.2016».

Главной целью этого законопроекта является предоставление возможности абитуриентам, которые проживают в зоне проведения АТО, возможности поступать в ВУЗы, которые находятся на территории Донецкой и Луганской областей, а также эвакуированные из зоны проведения АТО без сдачи внешнего независимого оценивания, а только при условии сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе.

«Законопроект чрезвычайно важен, ведь его ключевой целью является предотвращение оттока молодежи из зоны проведения антитеррористической операции в РФ и борьба «за мозги» наших детей из Донецкой и Луганской. Это тот «зеленый свет» со стороны государства, которого ждут наши сограждане с востока страны. Мы должны создавать преференции для наших детей для обеспечения их будущего и будущего всей страны» - отметил народный депутат.

В настоящий момент законопроект готовится на подпись Президенту Украины.

Поэтому у выпускников с неподконтрольной территории Луганщины, изъявивших желание учиться в украинских ВУЗах, хоть они и встретили на своем пути множество препятствий, которые нужно преодолеть для получения украинского образования, сегодня есть поддержка Правительства, Парламента и общества, и теперь уже как минимум два варианта добиться своей мечты.

Степан Кошенко

Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative CommonsUznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.


Інші статті рубрики

Найпопулярніші