Вопрос реинтеграции Донбасса в состав Украины в последнее время все чаще поднимается как в средствах массовой информации, так и на политической арене. «Замороженный» конфликт, без преувеличения, тяготит жителей всех регионов Украины.
На протяжении всего периода ведения антитеррористической операции на Донбассе, Президент Украины неоднократно призывал украинский парламент к процессу восстановления целостности Украины. В мае 2016 года заместитель министра Украины по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука заявил, что официальный Киев начал подготовку документа о реинтеграции территорий Донбасса, а также к возвращению всего региона к мирной жизни. Но до настоящего времени, документ так и не обнародован. Благодаря усилиям международного сообщества, общественных и волонтерских организаций, масштаб конфликта все же удалось приостановить, а это значит, что на Донбассе сложились благоприятные условия для возвращения части региона и восстановления государства. Военный конфликт не окончен и не может продолжаться длительное время в «замороженном» состоянии. Отсутствие в ближайшей перспективе результативного процесса реинтеграции может привести к возобновлению активных боевых действий.
По данным Госстата и расчетам журналистов издания Сегодня.UA, экономика Украины сильно пострадала от потрясений 2014-2015 годов – в 2014 году ВВП страны упал на 6.8% по сравнению с 2013 годом (без учета Севастополя и Крыма), а в 2015 году - на 9,9%.
Экономика Донбасса потеряла в 2014 году 35% по сравнению с 2013 годом – притом, что серьезные нарушения экономической жизни начались в регионе, лишь с началом активной фазы военных действий, в мае 2014 года. Спад на остальной территории Украины составил в этот период 1.9%. Из 6.8% падения ВВП страны в 2014 году лишь 1.6% пришлось на долю её неохваченных войной регионов, остальные 5.2% относятся к разрушению экономики Донбасса. Фактически, за общими высокими цифрами экономического спада в Украине скрываются два разных явления – разрушение вследствие российской интервенции экономики Донецкой и Луганской областей и умеренная рецессия во всех остальных регионах страны, до которых эта интервенция, остановленная на Донбассе, не смогла дотянуться, - передает Сегодня.UA.
Уже сегодня обычным жителям Донбасса, не очень-то задумывающимся над вопросами политики, понятно, что так называемые «ДНР» и «ЛНР» не смогут жить и развиваться самостоятельно. Люди убеждены, что Донбасс будет возвращен в Украину - вопрос только во времени.
Донбасс – это территория, на которой проживает около 3 млн человек. Люди, как известно, главный двигатель прогресса, с помощью которого и строится экономика государства. Поэтому одной из важных задач современной украинской государственной политики является борьба за умы людей проживающих на временно оккупированных территориях.
Очевидно, что процесс информационно-гуманитарной стабилизации продлится еще несколько лет, если его системно начать уже сегодня на государственном уровне. Действенными мерами в данном направлении может быть закрепление культурных, социальных особенностей Донбасса и восстановление горизонтальных связей с другими регионами по профессиональному признаку (студенты, врачи, учителя, ученые).
В Луганской области в рамках государственной программы «Изменим страну вместе» начата работа по обмену опытом среди учителей Луганской, Львовской и Тернопольской областей. Идея проекта принадлежит Главе Луганской ОГА Юрию Гарбузу, которую он презентовал на областной августовской конференции учителей. Со слов Министра образования и науки, присутствующей на конференции в г. Северодонецк, «Луганщина открыта для восстановления целостности независимой Украины, и эта целостность строится на уровне взаимосвязей людей, граждан Украины. Нам нужно меньше думать о региональных различиях, а больше думать о том, что у нас общего. Идея председателя Луганской ОГА по обмену учителями, когда 50 учителей из Львовщины приедут на Луганщину, а 50 Луганских учителей поедет на Львовщину, и попытаются работать там в школах - это не просто идея, которая поможет нам в повышении квалификации педагогов, это повлияет на налаживание отношений между гражданами разных регионов страны», - отметила Лилия Гриневич.
На мой взгляд, очень искренне, уместно и своевременно охарактеризовал причину организации данного проекта Глава Луганской ОГА: «Дети - это тот потенциал, и основная аудитория, на которую мы должны направить свои силы и, самое главное, свою мудрость, потому что они - самая большая наша инвестиция. Если мы не найдем новую модель работы на этих территориях, этот конфликт не закончится никогда», - сообщает Министерство образования и науки.
26 октября в г. Рубежное приехали трое учителей из Западной Украины, которые в течение месяца будут работать в школах нашего города.
За подробностями я отправилась в Рубежанский городской Центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи, который гостеприимно встретил гостей. О программе визита и первых впечатлениях педагогов мне рассказала директор Центра Елена Тарасенко.
Елена Тарасенко
- В нашем городе работают Галина Антоновна Гунько – учитель химии и биологии, Наталья Ивановна Тыркало – учитель английского языка и Ольга Мироновна Желизко – учитель начальных классов. Наталья Ивановна и Ольга Мироновна преподают в специализированной школе №10, а Галина Антоновна передаст свой педагогический опыт учащимся общеобразовательной школы №9 и средней общеобразовательной школы №8. Мы постарались обеспечить теплый и гостеприимный прием. По традиции гостей встречали караваем. Для них педагоги Центра организовали экскурсию, во время которой рассказали об истории учреждения, направлениях работы, проводимых мероприятиях. Особое внимание уделили национально-патриотическим конкурсам, городским и Всеукраинским Акциям, которые регулярно проводит Центр. В программу пребывания преподавателей из Западной Украины включили экскурсии в городской музей, школьные и дошкольные учреждения нашего города.
В Центре гости стали участниками традиционной интеллектуально-развлекательной игры «Люби и знай свой край», во время которой узнали много интересной информации об истории и культуре Луганщины, природных богатствах нашего края, народных традициях и праздниках.
В процессе обмена мнениями мы обсуждали вопросы воспитания патриотизма, духовности и гражданской активности у молодежи. Рассказывая о своих впечатлениях от работы в рубежанских школах, педагоги Западной Украины отметили высокий уровень преподавания наших учителей и хорошие знания детей. Особо подчеркнули доброжелательность и отсутствие языкового барьера в общении, что совершенно естественно, ведь Рубежное – это украинский город, с культурой и родным украинским языком.
Визит завершится 19 ноября, надеемся, что теплые отношения, которые завязались между учителями с западных областей Украины и города Рубежное, а также педагогами Центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи, продолжатся и в дальнейшем, - сообщила Елена Владимировна.
Ивано-Франковск
Вообще, в контексте данной статьи, не могу не коснуться вопросов воспитания в детях любви к своему государству преподавателями данного внешкольного учреждения. Этих людей, без преувеличения, можно назвать педагогами по призванию. Работая без выходных, отдавая свою любовь, знания и опыт подросткам, они взращивают в детях культурные и духовные ценности – результатом чего станет полноценное общество взрослых, адекватных людей с активной жизненной позицией.
Черновцы
Елена Владимировна Тарасенко рассказала о почти тридцатилетней истории Рубежанского Центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи, целях, задачах и его воспитанниках.
Сумы
- С 1998 по 2012 годы станция юных туристов называлась Центром детско-юношеского туризма и краеведения, где главным направлением работы был спортивный туризм. С 2012 года нашу организацию назвали Центром туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи. Сегодня мы уделяем огромное внимание изучению истории и традиций нашего края. Посредством экскурсий помогаем детям расширять свой кругозор в познании других регионов Украины. Наши группы побывали в Ивано-Франковской, Тернопольской, Черновицкой, Сумской и Киевской областях.
Киев
Наше учреждение посещают ребята в возрасте от 10 до 18 лет. По доброй традиции, к нам в Центр уже ведут своих маленьких детей выпускники старшего поколения воспитанников. Они с удовольствием принимают участие в игровых мероприятиях, организуемых учреждением в качестве наставников и членов жюри. Посещая кружки, ребята учатся изготавливать своими руками национальные этно-сувениры: куклы-мотанки, писанки, дидух. Все это, в значительной мере, формирует восприятие ребенком своей роли в украинской государственности. Поездки в западные регионы страны помогают через детей объединить общество в целом. Поскольку, часто бывает так, что ребята живут в семьях, они успевают полюбить «приемных родителей», находят новых друзей и таким образом, вовлекая взрослых, сохраняют эту дружбу на протяжении своей жизни. В поездках нам всегда обеспечивают теплый прием, и дети быстро адаптируются к новым условиям. Изучение традиций и обычаев региона пребывания происходит без напряжения. Вот, например, для многих детей настоящим откровением было посещение музея Степана Бандеры. Они открыли для себя новое восприятие его, как национального героя. Или, вернувшись из путешествия, сойдя на платформу железнодорожного вокзала нашего города, ребята развернули Украинский флаг и спели Гимн Украины, - говорит директор Центра.
Рассказ Елены Тарасенко дополнила методист Центра Елена Хмельницкая.
Елена Хмельницкая
- Мы сами ищем интересные туры, договариваемся с принимающей стороной, находим средства. Нам помогают оплатить дорогу детям из малообеспеченных семей благотворительные фонды, общественные организации и волонтеры. Собирая ребят в поездку, родители детей нам доверяют всецело. Случается даже, что они обращаются к нам с претензиями о том, что кто-то из детей не включен в экскурсионную группу. Возвращаясь из путешествий, мы наблюдаем, как меняются дети: пожив в семье, ребята видят неподдельную любовь к родителям, уважение к старшему поколению и заботу о нем. Рубежанские школьники удивляются, отмечая послушание своих сверстников, милосердие и врожденную любовь к Родине. Например, в магазинах и общественных местах установлены ящички с надписью «Допоможи бійцям АТО». Примеров различия в воспитании достаточно много, и приезжая домой, дети переносят эти традиции в свою семейную среду, - говорит Елена Хмельницкая.
Вот, что дети говорят о своей Альма-матер.
Логвиненко Данил, ученик СШ №10. «Центр туризма помог мне открыть новые грани познания Украины и сформировать свое мнение, которое я не боюсь высказать».
Островерхая Ксения, выпускница ОШ №9. «Принимая участие в различных мероприятиях, организуемых Центром, я стала уверенным в себе человеком и могу легко общаться со всеми».
Елена Петровна провела меня по залам Центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи, где ознакомила с уникальной коллекцией украинских рушников, собранных из разных уголков Украины. Почетное место в ней занял рушник, переданный из Канады.
Потрясающее впечатление произвела на меня коллекция вышиванок, изготовленная в разное время, начиная с начала ХIХ века.
Я увидела единственный в нашем регионе трехметровый дидух
и уникальную писанку, выстроенные в ряд куклы-мотанки, изготовленные руками воспитанников Центра.
Заслуживает огромного внимания коллекция старинной утвари, артефакты Второй мировой войны, найденные на территории нашего края, а также сувениры и стенды, фигурки из глины и теста, отражающие старинный быт, объемные картины и тематические мягкие игрушки, которые смастерили ребята.
Общаясь с педагогами Рубежанского Центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи – хранителями украинской народности, становится совершенно очевидно, что вкладывая такую любовь и самоотверженность в детей, можем рассчитывать на формирование полноценного и дееспособного гражданского общества в будущем.
Мы, жители Донбасса, являемся гражданами Украины и гордимся этим. Провозглашение лозунгов «Україна єдина» не приносит эффективных результатов в формировании целостного государства. И именно сейчас так важно соединить возможности волонтеров, творческие способности специалистов, потенциал бывших и будущих лидеров – и направить всю созидательную энергию на прекращение бессмысленной войны и восстановление Донбасса. Кремль превратил некогда процветающий промышленный регион в большой испытательный полигон для российской армии. Военный конфликт, развязанный агрессором – проявление общей ненависти к нашему отечеству. Сегодня нам очень важно объединиться и воссоздать единое, сильное и свободное государство, имя которому - Украина.
Ольга Билецька
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується