Реєстрація

Тайны старого младенца. Лао Цзы и его роль в истории Китая

 

В прошлый раз мы вкратце рассмотрели учение Конфуция. На этот раз объектом нашего внимания станет другой китайский философ – Лао Цзы ( VIV века до н. э.).  Его учение диаметрально противоположно конфуцианству. Если Кун-Цзы предписывал «благородным мужам» следовать долгу и служить на благо народу и государству, то второй считал всё это суетой. Главным занятием он считал самопознание, вернее поиск внутри себя проявления законов великой вселенной. Всё остальное просто не имеет смысла и противоречит законам бытия, которые великий философ называл «путём Дао». «Людям всегда есть чем заняться,
один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого», – говаривал он. Своим примером он показывал, как должен жить человек. Уходить в горы, созерцать, думать о великом. И сегодня его учение процветает. Во время недавнего визита в Китай, мне довелось видеть как масса китайцев, рано утром, до прихода беспощадной жары, покорно поднимаются высоко в горы, дабы накануне нового дня ощутить себя частью вселенной и набраться душевных сил. На высоте тысяча метров так легко дышится, что хочется играть на флейте, созерцать спрятанный в долине храм и вспоминать старика Лао-Цзы.

Когда родился будущий великий философ до конца неизвестно. Многие историки вообще ставят под сомнение его существование. Легенды повествуют о его чудесном рождении. Его первым именем было Ли Эр. Слова «Лао-цзы», означающие «старый философ» или «старый ребёнок», впервые произнесла его мать, когда разродилась сыном под сливовым деревом. Мать носила его в утробе несколько десятков лет (по легенде 81 год), и на свет он появился из её бедра. У новорожденного были седые волосы, отчего он напоминал старика. Увидев такое чудо, мать была несказанно удивлена.

Дом Лао-цзы находился в царстве Чу на юге Китая. Он был женат и имел сына по имени Цанг. Впоследствии Цанг стал полководцем в округе Вэй.

Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где, как рассказывают легенды, встречался с Конфуцием (около 517 г. до н.э.). Однако встреча получилась скомканной и «титаны» остались друг-другом недовольны.

Тайны старого младенца. Лао Цзы и его роль в истории Китая

Конфуций был намного старше и, конечно, рассчитывал, что Лао-цзы будет вести себя по отношению к нему с должным почтением. Когда он вошёл в комнату, где сидел в молчании Лао-цзы, тот не встал и вообще не обратил на него особого внимания. Он даже не предложил сесть! Конфуций был шокирован таким приёмом. С негодованием он спросил:

– Вы что, не признаёте правил хорошего тона?

Лао-цзы, в свою очередь, ответил:

– Если вам хочется сесть, садитесь; если вам хочется стоять – стойте. Я не вправе указывать вам на то, что делать. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь. Вы свободный человек, и я – свободный человек.

Но кое-как, беседа всё же завязалась. Государственник Конфуций начал было рассказывать о долго и служении, о воспитании и обучении народа, на что Лао-цзы только повторял:

– Природы достаточно, не нужно никакой морали, природа естественна, она – непринуждённая, она – стихийна. В ней достаточно невинности! Знания не нужны!

Конфуций ушёл смущённым и потрясённым. Он не мог спать всю ночь. Когда ученики спросили его о встрече с Лао-цзы, он ответил:

– Это не человек, это – опасность. Избегайте его!

В свою очередь, Лао-цзы долго смеялся. Он сказал своим ученикам:

– Ум является барьером для понимания, даже ум Конфуция! Он совсем не понял меня. И что бы он ни сказал впоследствии обо мне, будет неправдой. Он считает, что создаёт порядок в мире! Порядок присущ миру, он всегда здесь. И тот, кто пытается создать порядок, создаст лишь беспорядок.

Таким образом, всеобщая атмосфера упадка и распрей, которая царила в период жизни двух философов, привела к рождению диаметрально противоположных учений. Кун-Цзы создавал правила поведения, которые позволили бы преодолеть кризис, а Лао-Цзы призывал не замечать его, считая происходящее частью вселенского закона.

Тайны старого младенца. Лао Цзы и его роль в истории Китая

Будучи свидетелем постепенного упадка империи Чжоу, Лао-цзы, наконец, решил удалиться от двора в уединение. Когда он прибыл в приграничный городок Гуань, то начальник горного прохода Инь-си сказал ему: «прежде чем ты скроешься, прошу тебя написать для меня книгу». Лао-цзы сочинил тогда «Дао-дэ-цзин», т. е. «Трактат о пути и добродетели». После того старец удалился, и никто не знает, что с ним сталось.

Сочинение Лао-цзы, оставленное потомкам, заключает в себе около 5000 иероглифов. Его центральной идеей была идея двух первоначал – Дао. Слово «Дао» или «Тао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Следовать «пути Дао» означает принимать вселенский закон, независимо справедлив он или нет, хороший он или плохой. Ибо Дао присуще и хорошее и плохое, чёрное и белое, небесное и земное, мужское и женское.

 

 

                                                                                              Специально для «Трибун», доцент кафедры всемирной истории и международных отношений ЛНУ имени Тараса Шевченка Набока Александр

 

 

                                                                                              Продолжение следует…

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.


Інші статті рубрики

Найпопулярніші